В суре "Милостивый" перечисляются многие божественные блага, и часто повторяется айат "Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?" Но в ней есть и такие айаты, которые не вполне соответствуют общему контексту. Например, айаты 35, 41 и 45. Они должны пониматься вне контекста суры или это одни из божественных благ? Если да, то разъясните это.

Краткий ответ

В суре "Милостивый" перечисляется ряд божественных благ, и после упоминания каждого блага задается риторический вопрос "Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?", чтобы те, к кому он обращен, признали всю милость Всевышнего. В этой суре упоминаются разные блага. Но это не означает, что каждая божественная милость должна приносить радость и веселье. Для того чтобы познать благость того или иного явления, необходимо изучить его всесторонне. Так, например, сложно представить смерть и адские муки Божьей милостью. Но когда мы шире смотрим на эти явления, принимая во внимание все их стороны, то понимаем, что смерть, например, является средством достижения цели для того, кто желает уйти из этого мира и встретить своего Создателя. Кроме того, смерть — лучшее напоминание о грядущей жизни. Именно поэтому она упоминается в числе благ. Адские мучения также играют важную роль в сближении человека с Господом и его отходе от греха. В общем, учитывая положительные последствия этих явлений, можно сказать, что они являются божественными благами.

Подробный ответ

В суре "Милостивый" перечислено такое множество различных духовных и материальных благ, которые Всевышний Аллах даровал людям, что ее можно назвать "Сурой о милостях" или "Сурой о благах". Поэтому она начинается эпитетом "Милостивый", и это указывает на бескрайную Божью милость[1].

Но для того чтобы то или иное создание или явления было благостным, ему необязательно приносить лишь радость и веселье. Для этого достаточно, чтобы в нем было больше пользы, чем вреда, даже если оно порой мучительно.

Вышеупомянутые айаты должны быть рассмотрены именно с этой позиции, чтобы суметь понять, являются ли указанные в них явления божественными благами или нет?

26-й айат суры "Милостивый, гласящий, что "все люди на земле смертны", ставит смерть в один ряд с другими милостями. А автор тафсира "Намуна" приводит ряд предположений по этому поводу, и согласно каждому из них смерть, несомненно, одно из божественных благ.

В частности, он пишет: "Но как смерть может быть благом? Возможно потому, что смерть не есть абсолютное исчезновение. Это врата в мир бесконечности. Проход, через который необходимо пройти к вечной жизни. Ведь материальный мир, несмотря на все свои блага, является темницей для верующего человека, а уход из него означает освобождение. Или, может быть, ранее перечисленные милости могут стать причиной беспечности некоторых людей и их привязанности к мирской жизни, ее дарам и красотам. Поэтому Всевышний Аллах напоминает, что этот мир преходящ и не стоит привязываться к нему душой, не используя его во благо будущей жизни. Это напоминание само по себе великая милость"[2].

Согласно этим предположениям, смерть есть несомненное благо, и поэтому соответствует контексту этой суры.

Вторая категория айатов этой суры причисляет муки ада к божественным милостям. Так, в них говорится:

"На вас нашлют зеленое пламя (или пламя без дыма) и расплавленную медь (или дым), и вы не поможете друг другу"[3];

"Грешников будут узнавать по их признакам, а затем хватать за хохлы и стопы"[4];

"Они будут ходить между нею и кипящей водой"[5].

На первый взгляд может показаться, что эти айаты не имеют никакого отношения к Божьей милости, и что перечисленные в них события нельзя считать божественными благами. Но и здесь необходимо проявить рассудительность. Они напоминают то, как заботливая мать предостерегает своего ребенка от переедания, напоминая ему о плохом последствии этого. Так и Аллах напоминает об адских муках, чтобы направить людей верным путем. Именно поэтому рассказываемые будущие события считаются благами. Если бы не напоминание об аде, многие люди сбились бы с прямого пути и погрязли бы в грехах.

Таким образом, даже мучения можно считать божественными благами. Ведь, как известно, в любой стране существует свод законов, в случае нарушения которых правоохранительные органы приводят в исполнение установленные наказания, чтобы сохранить безопасность в обществе. И это никак нельзя считать чем-то неестественным. Также и муки ада призваны предотвращать отклонение людей от прямого пути.

 


[1] Макарим Ширази, Насир. Намуна. Т. 23. С. 91. Тегеран. "Дар ал-кутуб ал-исламийа". Издание первое. 1374 г.с.х.

[2] Указ. соч. Т. 23. С. 125.

[3] Коран, 55:35.

[4] Коран, 55:41.

[5] Коран, 55:44.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...

связаться с нами

912