Кто такие "асхаб ал-ухдуд" ("люди рва"), упоминаемые в Коране?

группа Вопросы

Краткий ответ

Слово "ухдуд" означает "ров". В Коране под этим словом подразумеваются углубления, в которых разводили огромные костры и заживо сжигали верующих. Комментаторы Корана расходятся во мнениях относительно того, случилось ли это событие в определенное время с конкретными людьми или это обобщенное указание на такие случаи, которые происходили в разных местах и в разное время. Наиболее популярная версия гласит, что это случилось в эпоху царствования Зу Нуваса, последнего правителя Химйара.

Следовательно, асхаб ал-ухдуд, т.е. "люди рва", это те тираны, которые приказывали рыть в земле большие углубления, разводить в них огромные костры и заживо жечь в них тех, кто веровал в Аллаха и не хотел отказываться от своей веры.

Подробный ответ

Слово "ухдуд" означает "ров"[1]. В Коране под этим словом подразумеваются углубления, в которых разводили огромные костры и заживо сжигали верующих. Комментаторы Корана расходятся во мнениях относительно того, случилось ли это событие в определенное время с конкретными людьми или это обобщенное указание на такие случаи, которые происходили в разных местах и в разное время. Наиболее популярная версия гласит, что это случилось в эпоху царствования Зу Нуваса, последнего правителя Химйара[2].

Когда последний представитель династии правителей Химйара, которого звали Зу Нувас, обратился в иудаизм, подданные последователи ему. После этого он выбрал себе новое имя и стал называться Йусуфом. Страна стала жить по законам новой веры, но спустя некоторое время, ему сообщили, что на севере страны, в Наджране, осталась группа христиан, которая все еще исповедует свою веру. Тогда единоверцы Зу Нуваса посоветовали ему принудить жителей Наджрана принять иудаизм. Но когда он прибыл в этот город, собрал жителей и призвал их обратиться в его веру, они не отреклись от христианства, согласившись принять смерть. Тогда он приказал вырыть огромный ров и развести в нем костер. Затем одних стали сжигать заживо, а других — рубить на куски. Число мучеников достигло двадцати тысяч человек![3]

Этот рассказ приводится в разных формах во многих тафсирах и книгах по истории, в том числе в "Маджма‘ ал-байан" и "Рух ал-ма‘ани", в тафсирах Абу ал-Футуха Рази, Куртуби, Фахра Рази, а также в "Сире" Ибн Хишама[4].

Согласно айатам Корана, безжалостные угнетатели подверглись мучительным наказаниям уже в этом мире, а в жизни грядущей их ждет огненная геенна.

Выше мы привели самую известную версию этой истории. Из некоторых других преданий следует, что верующие люди подвергались такому мучению не только в йеменких землях и не только в эпоху Зу Нуваса. Некоторые комментаторы Корана приводят очень подробные рассказы, отличающиеся от общепринятой версии[5].

Табатабаи пишет в "ал-Мизане": "Слово "ухдуд" означает "большое углубление в земле", а асхаб ал-ухдуд, это угнетатели, которые рыли эти углубления, разводили в них костры и до последнего жгли верующих людей. А фраза "кутила асхаб ал-ухдуд" означает "да сгинут собравшиеся у рва", то есть то, что они прокляты и лишены Божьей милости"[6].

И, конечно, следует отметить, что некоторые толкователи Корана считают, что под фразой "асхаб ал-ухдуд" подразумеваются те верующие люди, которые были убиты во рву, а слово фраза "кутила асхаб ал-ухдуд" означает "убиты обитатели рва", то есть они были сожжены заживо[7].

 


[1] Рагиб Исфахани. Муфрадати алфази Кур’ан. Статья "хадд".

[2] Химйар — одно из наиболее известных племен Йемена. Макарим Ширази, Насир. Намуна. Т. 26. С. 338. Тегеран. "Дар ал-кутуб ал-исламийа". Издание первое. 1374 г.с.х.

[3] Куми, ‘Али ибн Ибрахим. Тафсири Куми. Т. 2. С. 414. Кум. "Дар ал-китаб". Издание четвертое. 1367 г.с.х.

[4] Указ. соч. Т. 1. С. 35.

[5] См.: Намуна. Т. 26. С. 338-340.

[6] Табатабаи, Сайид Мухаммад Хусайн. ал-Мизан. Т. 20. С. 251. Кум. Бюро исламских изданий. Издание пятое. 1417 г.л.х.

[7] Табраси. Маджма‘ ал-байан. Т. 26. С. 422. Тегеран. "Насир Хусрав". Издание третье. 1372 г.с.х.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...

связаться с нами

282