Что такое "самосознание" с точки зрения Корана?

Краткий ответ

Самосознание по Корану значить найти свою истинную суть через развитие собственных врожденных способностей и познать истины бытия и смысл прекрасных имен и эпитетов Всевышнего Аллаха.

Самосознание имеет несколько степеней, как то: врожденное, бытийное и гностическое. Самая высшая и совершенная степень это гностическое самосознание, которое позволяет человеку познать свою подлинную сущность и истинное призвание — быть наместником Бога на земле.

Подробный ответ

Самосознание по Корану значить найти свою истинную суть через развитие собственных врожденных способностей и познать истины бытия и смысл прекрасных имен и эпитетов Всевышнего Аллаха. Следовательно, суть человека заключается в самосознании[1], к чему он испытывает врожденную любовь.

Поэтому самосознание имеет различные степени[2], и самая высшая из них — гностическое самосознание, которое позволяет человеку познать свою подлинную сущность и истинное призвание — быть наместником Бога на земле.

Здесь мы вкратце упомянем о самых важных степенях.

1. Врожденное самосознание

Этот вид самосознания не является результатом размышлений и рассуждений и не входит в ряд приобретенных знаний[3]. Это некое пробуждение и интуитивно-априорное знание. Интуитивно-априорное самосознание означает, что человек знает, что он существует, и осознает, что знает он об этом благодаря своим внутренним способностям. Это подлинное и фундаментальное самосознание и оно представляет собой личность человека. На этой стадии самосознания человек познает свое "я", которое и являет собой его личность[4].

Разумеется, на этой стадии человек не может познать свое "я" непосредственно. Для этого сначала необходимо познать свои внутренние силы и способности, и лишь затем можно постичь свое "я" через интуитивно-априорное самосознание[5].

Перечисляя стадии сотворения человека в утробе матери, Священный Коран указывает на последнюю и самую важную стадию[6]: "Потом Мы вырастили его в другом творении"[7]. Этот айат означает, что именно в этот момент бессознательная материя превращается в одухотворенное самосознательное создание[8]. Другими словами, даруя ему жизнь, силу и знание, Господь наделяет его сущей субстанцией, которую называют "собственным Я"[9].

2. Бытийное самосознание

Бытийное самосознание значит сознание человеком того, как он появился, где находится и где окажется в будущем. На этой стадии он узнает, что является частью нечто целого, что именуется бытием, понимает, что взаимосвязан с тем, что его окружает, и что не является независимым, т.е. он не по своей воле родился, живет и покинет этот мир. На этой стадии он пытается найти свое место в этом "целом"[10]. Именно об этом виде самосознания Имам ‘Али сказал: "Да смилостивится Аллах над тем, кто подготовил себя для своей могилы и осознал, откуда он пришел, где находится и куда направляется"[11].

Рассказывая о том, как был сотворен человек и куда он возвратится в будущем, множество айатов Священного Корана призывает пробудиться и познать истину мирской и загробной жизни. Приведем несколько примеров:

"Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся"[12];

"Он - Тот, Кто сотворил вас из глины, а затем назначил срок для вашей смерти. У Него есть также назначенный срок для воскрешения"[13];

"Аллах - Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит"[14].

3. Гностическое самосознание

Гностическое самосознание это познание человеком своей связи с Творцом. Эта связь не подобна на связь двух существ, находящихся на одной плоскости. Это — связь ветви со своим корнем, связь относительного с абсолютным. Страдания гностика духовны и берут начало в его врожденной потребности[15].

С точки зрения гностика, душа не является истинным "я", а ее познание не есть подлинное самосознание. Душа лишь одно из проявлений истинного "я", а истинное "я" это — Аллах. Когда человек выйдет за пределы видимого мира и растворится в Аллахе, только тогда он достигнет подлинного самосознания[16].

Если человек будет развивать свое врожденное и бытийное самосознание и осознает, кем он в действительности является, а является он наместником Бога на земле, то значит, он идет к гностическому самосознанию и чувствует любовь Господа к себе и свою любовь к Нему. Как гласит Коран: "Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его"[17].

Гностическое самосознание — это развитые врожденное и бытийное самосознании.

Согласно айатам, что мешает самосознанию, так это самозабвение, которое начинается с того, что человек забывает Всевышнего. Коран гласит: "Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами"[18]. Когда человек забывает Аллаха, он забывает и Его прекрасные имена и эпитеты, которые имеют непосредственную связь с его сущностными качествами. И если он не будет стремиться к самосознанию, то вскоре забудет своего Творца и, предаваясь всяким грехам, перестанет поклоняться Ему[19].

 


[1] Мутаххари, Муртаза. Маджму‘аи асар. Т. 2. С. 304, 308. "Садра".

[2] См. Маджму‘аи асар. Т. 2. С. 308-326.

[3] Позиция Корана по этому вопросу отличается от мнения психологов, которые под "самосознанием", как правило, подразумевают приобретенное человеком интеллектуальное знание о себе. Маджму‘аи асар. Т. 2. С. 309.

[4] Маджму‘аи асар. Т. 2. С. 308.

[5] См.: Джа‘фари, Мухаммад Таки. Тарджума ва тафсири Нахдж ал-балага. Т. 6. С. 262; Т. 26. С. 61-62. Тегеран. Бюро распространения исламской культуры. Издание седьмое. 1376 г.с.х.

[6] Макарим Ширази, Насир. Намуна. Т. 14. С. 208. Тегеран. "Дар ал-кутуб ал-исламийа". Издание первое. 1374 г.с.ж.

[7] Коран, 23:14.

[8] Маджму‘аи асар. Т. 2. С. 309.

[9] Табатабаи, Сайид Мухаммад Хусайн. ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 15. С. 20. Кум. Бюро исламских изданий. Издание пятое. 1417 г.л.х.

[10] Маджму‘аи асар. Т. 2. С. 310.

[11] Мугнийа, Мухаммад Джаввад. Фи зилал Нахдж ал-балага. Т. 1. С. 22. Бейрут. "Дар ал-‘илм ли-л-малайин". Издание третье. 1358 г.с.х.; Накави Каини Хурасани, Сайид Мухаммад Таки. Мифтах ас-са‘ада фи шарх Нахдж ал-балага. Т. 5. С. 128. Тегеран. "Мактабат ал-Мустафави".

[12] Коран, 6:156.

[13] Коран, 6:2.

[14] Коран, 30:40.

[15] Маджму‘аи асар. Т. 2. С. 319-320.

[16] Маджму‘аи асар. Т. 2. С. 321.

[17] Коран, 5:54.

[18] Коран, 59:19.

[19] См.: ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 19. С. 219-220.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...

связаться с нами

854