Возникновение и эволюция коранической экзегетики в суннитской и шиитской традиции

Опубликовано в Разные статьи

Комментирование и разъяснение слов и выражений Священного Корана началось с момента его ниспослания. Сам досточтимый Пророк (да благословит Аллах его и его род!) лично занимался обучением людей Корану, изложением смыслов и целей его благословенных айатов. Как говорит Всевышний Господь:

«И Мы тебе послали Откровенье, / Чтоб изъяснил ты людям ясно, / что им ниспослано (от Нас)» (К, 16:44).

Или:

«Он — Тот, Кто направил к не ведавшим [Писаний священных] Посланника из их же среды. Возвещает он им айаты Его, очищает их [от скверны многобожия], учит их Писанию и установлениям [божественным]» (К, 62:2).

В период жизни его Светлости по его же поручению группа людей занималась чтением, записями текста и изучением наизусть (курра’ — чтецы) Корана. После кончины его Светлости и по смерти его сподвижников многие мусульмане занимались и поныне занимаются комментированием Корана.

Кораническая экзегетика в суннизме

После кончины досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) группа его сподвижников, среди которых были Аби б. Ка’б, ‘Абдаллах б. Мас’уд, Джабир б. ‘Абдаллах, Абу Са‘ид Хидри, ‘Абдаллах б. Зубайр, ‘Абдаллах б. ‘Умар, Анас, Абу Хурайра, Абу Муса и самый популярный среди них ‘Абдаллах б. ‘Аббас, занялась комментированием Корана. В качестве хадисов они  передавали людям то, что относительно смысла коранических айатов слышали лично от досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) [1]. Подобных хадисов по поводу айатов Корана насчитывается более 240, многие из них слабо аргументированы, а некоторые по своему содержанию неприемлемы. Случается, что айаты комментировались исходя из собственного мнения экзегета, без ссылки на досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!).

Современные суннитские экзегеты эту категорию преданий считают также частью хадисов Пророка, посвященных комментариям Корана. Раз сподвижники изучали Коран у самого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), сомнительно, чтобы они могли вносить добавления от себя. Однако веских аргументов в пользу подобного утверждения не существует. Не говоря уже о том, что многие из такого рода преданий относятся к истории и причинам ниспослания айатов. Кроме того, среди этих преданий встречаются и не обоснованные надежными источниками высказывания еврейских ученых, принявших ислам (например, Ка’б ал-Ахбара).

Следует также учитывать тот факт, что Ибн ‘Аббас при разъяснении смысла айатов в большинстве случаев прибегал к помощи аллегорических стихов. Например, отвечая на две с лишним сотни вопросов, поставленных Нафи’ б. Азраком, он обратился к аллегорическим стихам арабских поэтов. В книге Суйути [2] «Ал-Иткан» [3] приведены 190 вопросов с соответствующими ответами Ибн ‘Аббаса.

Комментаторы из числа сподвижников Пророка отнесены к первому поколению экзегетов.

Второе поколение экзегетов состоит из числа соратников (таби‘ин [4]) сподвижников Пророка (да благословит Аллах его и его род!), которые были учениками этих сподвижников. К ним относятся, например, Муджахид [5], Са‘ид б. Джубайр [6], ‘Икрима [7], Заххак [8], а также Хасан Басри [9], ‘Ата’ б. Аби Рабах [10], ‘Ата’ б. Аби Муслим [11], Абу-л-‘Алийа [12], Мухаммад б. Ка’б Карази [13], Катада [14], ‘Атийа [15], Зайд б. Аслам [16] и Тавус Йамани [17].

Третье поколение экзегетов представлено учениками представителей второго поколения, а именно: Раби’ б. Анас, ‘Абд ар-Рахман б. Зайд б. Аслам [18], Абу Салих Калаби [19] и др.

Таби‘ины избрали в области комментирования (тафсир) путь, на основе которого преподносили комментарии к айатам в виде высказываний самого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) или его сподвижников, иногда по поводу некоторых айатов высказывая свое личное мнение, безо всякой ссылки на кого-либо. И потому современные экзегеты, обращаясь к этим высказываниям, как к хадисам Пророка (да благословит Аллах его и его род!), называют их приостановленными преданиями (ривайат ал-маукуфа[20].

Самые первые комментаторы Корана относятся к двум упомянутым поколениям.

Четвертое поколение состоит из первых авторов письменных тафсиров («комментарии»), среди которых Суфйан б. ‘Аййина [21], Ваки’ б. Джаррах [22], Шу’бат б. Хаджжадж [23], ‘Абд б. Хамид [24] и др. К этому же поколению относится автор комментария к Корану Ибн Джарир Табари [25].

Метод, которому следовало данное поколение, состоял в том, что они вносили в свои книги предания, полученные путем последовательной передачи (му’ан’ан[26] через нескольких сподвижников и их последователей (таби‘ин), но уже в собственном изложении, избегая самостоятельного суждения по поводу достоверности этих хадисов. Лишь один Ибн Джарир Табари в своих комментариях иногда высказывал личное мнение по поводу предпочтительности того или иного предания. Подсчет последних поколений экзегетов начинается с представителей этого поколения.

К пятому поколению относятся экзегеты, которые включают хадисы в свои книги без указания имен передатчиков, довольствуясь лишь изложением содержания преданий.

Некоторые ученые утверждают, что нарушение композиции комментариев пошло именно отсюда: в эти комментарии было включено большое количество высказываний — без учета их достоверности, надежности рассказов и без ссылки на сподвижников и их последователей, в результате чего в число хадисов попало множество сомнительных преданий, что поколебало доверие к ним.

Человек, внимательно размышляющий над последовательно переданными (му’ан’ан) хадисами, которые используются для комментирования айатов Корана, не будет сомневаться в том, что среди них есть  немало специально добавленных высказываний; во многих случаях противоречивые, а подчас и взаимоисключающие высказывания приписываются одному и тому же сподвижнику (сахаба) или последователю (таби‘ин); при этом подобных высказываний, касающихся условий ниспослания айатов, а также отмененных и отменяемых айатов, слишком много, чтобы можно было пренебречь ими. Именно поэтому имам Ахмад б. Ханбал [27], живший прежде появления данного поколения, говорил: «Три вещи не обладают подлинностью: сказания о священных битвах (газават), сообщения о смутах конца света (малахим) и предания относительно тафсиров». Известно также высказывание имама Шафи’и [28], которое гласит: «Из числа хадисов, переданных Ибн ‘Аббасом, достоверными являются только сто».

Шестое поколение состоит из экзегетов, что проявили себя в результате возникновения и развития в исламской среде научных дисциплин, когда знатоки наук приступали к комментированию Корана каждый с позиции своей дисциплины. Например, знатоки грамматики, такие как Заджжадж [29], Вахиди [30] и Абу Хайан [31], при комментировании Священной Книги шли путем лингвистических наук. Знатоки стилистики, как это делал Замахшари в своих комментариях к Корану, подходили к вопросу с позиций красноречия и риторики. Знатоки калама, например имам Рази [32] в книге «Тафсир-и кабир» («Великий комментарий»), исходили из позиций исламской схоластики, тогда как приверженцы ‘ирфана (‘ариф[33], такие как Ибн ал-‘Араби [34] и ‘Абд ар-Раззак [35], шли путем гностиков. Знаток традиции ахбар Са’алаби [36] в своей книге «Тафсир» подошел к комментированию Священного Корана с точки зрения точности передачи преданий, а знаток фикха Куртуби [37] — исходя из религиозных правовых норм. С позиций других наук были написаны такие книги комментариев, как «Тафсир-и рух ал-байан» [38] («Комментарии с позиции духа риторики»), «Тафсир-и рух ал-ма’ани» [39] («Комментарии с позиции духа стилистики») «Тафсир-и Нишабури» [40] («Комментарии Нишабури»).

Заслуги этого поколения в области тафсира заключаются в том, что они вывели науку о тафсире  на новый уровень. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что во многих рассуждениях представителей этого поколения научные теории навязываются Корану, а само содержание коранических айатов для выводов не используется.

Традиция шиитской экзегезы

Выше нами были рассмотрены поколения суннитских экзегетов. Они с самого первого дня пользуются специфическим методом комментирования, который объясняется соотношением преданий о Пророке (да благословит Аллах его и его род!) с высказываниями сподвижников (сахаба), а также их последователей (таби‘ин), взгляды которых напоминают отношения между иджтихадом [41] и ссылкой в качестве аргумента на передатчиков хадисов. Данный метод позволил представителям шестого поколения экзегетов навязать свое мнение, тем самым нарушив общую композицию преданий (хадисов) и поспособствовав выявлению противоречий между скрытыми и явными сторонами этих преданий.

Метод, выбранный для комментирования Корана шиитами, отличается от вышеизложенного. Шииты для подтверждения коранических истин в качестве неопровержимого довода ссылаются на высказывания досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), а слова сподвижников, их последователей и других мусульман ими в качестве такого довода не признаются — достоверны лишь высказывания самого досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!). Помимо них, на основе верного и часто повторяемого хадиса «Сакалайн» шииты считают столь же достоверными слова близких и членов Семейства досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) при передаче его изречений. Поэтому при передаче и принятии хадисов для комментирования Корана шииты довольствуются исключительно преданиями от самого досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и Имамов из числа членов его Семейства — Ахл ал-Бейт (мир им!). Поколения шиитских экзегетов следующие:

Первое поколение. Люди, которые выучили хадисы от самого досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и Имамов из числа членов его Семейства — Ахл ал-Бейт (мир им!) и занимались затем их передачей — это Зарара, Мухаммад б. Муслим, Ма’руф и Джарир [42].

Второе поколение. Первые авторы комментариев к Корану, к которым относятся Фурат б. Ибрахим, Абу Хамза ас-Самали [43], ‘Айаши [44], ‘Али б. Ибрахим ал-Куми [45] и Ну’мани [46]. Метод этого поколения, как и у суннитских экзегетов четвертого поколения, заключался в том, что предания от первого поколения вносились в новые книги  без выдвижения собственного мнения относительно этих преданий.

С учетом того, что период доступа к Имамам из числа Ахл ал-Бейт (мир им!) был продолжительным и длился приблизительно 300  лет [47], эти два поколения сложно отграничить четкими временными рамками друг от друга. Среди них было очень мало людей, приводящих предания без указания их передатчиков. В качестве примера можно назвать «Тафсир» («Комментарии») ‘Айаши. Один из учеников автора выборочно удалил из текста книги указания на имена передатчиков, и данный вариант заменил оригинал данной книги.

Третье поколение состоит из представителей различных направлений науки. Из их числа можно назвать таких лиц, как саййид Рази [48] — автор литературного тафсира, шайх Туси [49] — автор схоластического тафсира, Садр ал-мута’аллихин Ширази [50] — автор философских тафсиров, Майбади Гунабади [51]— автор ‘ирфанского тафсира, Шайх ‘Абд ‘Али Хувайзи [52] и  саййид Хашим Бухрани [53] и Файз Кашани [54]  —  с их трудами «Тафсир "Нур ас-Сакалайн"» («Комментарии "Света двух миров"»), «Бурхан» («Аргумент») и «Сафи» («Чистота»). Сюда же относятся лица, использовавшие в своих тафсирах достижения нескольких наук: так, шайх Табарси [55], автор «Маджма’ ал-байан» («Собрание разъяснений»), написал свои комментарии, используя и лексикологию, и грамматику, и схоластику, и хадисоведение.

Перевод М. Махшулова

Из книги Мухаммада Хусейна Табатабаи «Коран в Исламе»[56]

 

[1] Ал-Иткан (Каирское издание), последняя часть.

[2] Там же. С. 130—133.

[3] Полное название книги — Ал-иткан фи ‘улуми-л-Кур’ан («Совершенство в коранических науках»); принадлежит перу известного знатока хадисов Джалал ад-дина б. ‘Абд ар-Рахмана ас-Суйути (ум. 1505).

[4] Таби’ин (от араб. «повинующиеся») — поколение мусульман, живших в период после кончины Пророка и считающих его сподвижников авторитетными и надежными носителями религиозных ценностей, лично прошедшими школу воспитания Пророка.

[5] Муджахид — известный экзегет, умер в 103 г. хиджры (720).

[6] Са’ид б. Джубайр — известный экзегет, ученик Ибн ‘Аббаса, был убит по приказу ‘аббасидского халифа Хаджжаджа в 94 г. хиджры (713).

[7] ‘Икрима — подзащитный (мавали) и ученик Ибн ‘Аббаса и Са’ида б. Джубайра, умер в 104 г. хиджры (721).

[8] Заххак — один из учеников Икрима.

[9] Хасан Басри — аскет и известный экзегет, умер в 110 г. хиджры (737).

[10] ‘Ата’ б. Аби Раббах — знаток фикха и известный экзегет, ученик Ибн ‘Аббаса, умер в 115 г. хиджры (742).

[11] ‘Ата’ б. Муслим — один из выдающихся таби’ин, ученик Ибн Джубайра и ‘Икримы, умер в 133 г. хиджры (751).

[12] Абу-л-’Алийа — один из ведущих экзегетов и выдающихся таби’ин, жил в I в. хиджры (вторая половина VII—начало VIII в.).

[13] Мухаммад б. Ка’б Карази — известный экзегет, по происхождению — еврей, из общины бану Курайза, жил в I в. хиджры.

[14] Катада — незрячий, один выдающихся экзегетов, ученик Хасана Басри, умер в 117 г. хиджры (744).

[15] ‘Атийа — передает предания Ибн ‘Аббаса.

[16] Зайд б. Аслам — из мавали ‘Умара б. Хаттаба, знаток фикха и экзегет, ум. в 136 г. хиджры (753).

[17] Тавус Йамани — известный ученый, ученик Ибн ‘Аббаса, умер в 106 г. хиджры (723).

[18] ‘Абд ар-Рахман б. Зайд б. Аслам — известный ученый, знаток экзегетики; сын упомянутого Зайда б. Аслама.

[19] Абу Сахл Калаби — знаток генеалогии (знатоков хадисов) и экзегетики, жил во II в. хиджры (IX в.).

[20] Ривайат-и маукуфа («приостановленные предания») — предания, в которых имя передатчика не указывается (примеч. автора).

[21] Суфйан б. ‘Аййина ал-Макки — из второго поколения таби’ин, умер в 198 г. хиджры (804).

[22] Ваки’ б. Джаррах ал-Куфи — также принадлежит ко второму поколению таби’ин, умер в 197 г. хиджры (803).

[23] Шу’бат б. Хаджжадж ал-Басри — из второго поколения таби’ин, ученый-экзегет, умер в 160 г. хиджры (806).

[24] ‘Абд б. Хамид — автор комментариев к Корану, жил во II в. хиждры (VIII в.).

[25] Ибн Джарир Табари, Мухаммад б. Джарир б. Йазид — выдающийся суннитский ученый-экзегет, умер в 310 г. хиждры (923).

[26] Му’ан’ан — букв.: ʽобладающий «’ан»-амиʼ или ʽоснованный на «’ан»-ахʼ. В данном случае предлог ‘ан («от») употребляется для последовательной ссылки на передатчиков хадисов. Например, «такой-то услышал данный хадис от такого-то, а он от такого-то и т. д.» — и так до автора, который включил данный хадис в свою книгу. Для удобства в качестве перевода слова му’ан’ан мы употребляем выражение «последовательно переданный».

[27] Ахмад б. Ханбал‎‎‎‎ (780856) — мусульманский ученый и бого­слов, основатель ханбалитской богословско-правовой школы (мазхаба), названной его именем.

[28] Аш-Шафи’и, Мухаммад б. Идрис (ум. 820) — крупный знаток фикха, один из основателей теории и методологии фикха, эпоним богословско-правовой школы, названной по его имени — шафиитской.

[29] Заджжадж — из числа знатоков арабской грамматики, умер в 310 г. хиджры (903).

[30] Вахиди — знаток грамматики, экзегет, умер в 468 г. хиджры (1086).

[31] Абу Хайан ал-Андалуси — знаток грамматики, экзегет и чтец Корна, умер в 745 г. хиджры (1346) в Египте.

[32] Ар-Рази, Фахр ад-дин Абу ‘Абд Аллах — заток калама и известный экзегет, автор книги «Мафатйх ал-гайб» («Ключи от сокровенных знаний»), умер в 606 г. хиджры (1210).

[33] ‘Ирфан (араб., букв.: ‛ведение’) — гносис, теософия, свод знаний, приобретенных преимущественно посредством интуиции, нежели путем дискурсивного мышления. Обладающий подобным знаниям — ариф, гностик. Эти термины мы употребляем вместо распространенных в русскоязычной литературе слов «суфий» и «мистик».

[34] Ибн ал-‘Араби, Мухйи ад-дин Мухаммад б. ‘Али ал-Хатими ат-Тайи (1165—1240) — крупнейший мусульманский теософ (‘ариф), создатель учения о «единстве и единственности бытия»; получил от своих сторонников титул аш-шайх ал-акбар («Величайший Учитель»).

[35] ‘Абд ар-Раззак ал-Каши — крупный ученый-богослов, знаток ‘ирфана, умер в 751 г. хиджры (1350).

[36] Са’алаби, Ахмад б. Мухаммад б. Ибрахим — автор знаменитых комментариев, умер в 427 г. хиджры (1036).

[37] Картаби, Мухаммад б. Ахмад б. Аби Бакр — знаменитый знаток фикха (исламской юриспруденции), умер в 668 г. хиджры (1270).

[38] Произведение шайха Исма’ила Хакки Исламбули, который умер в 1137 г. хиджры (1725).

[39] Сочинение Шахаб ад-дина Махмуда Алуси ал-Багдади, умер в 1270 г. хиджры (1854).

[40] Эта книга известна еще и под названием «Гарайиб ал Кур’ан» («Коранические уникальности»), ее автор — Низам ад-дин Хасан Коми Нишабури, умерший в 724 г. хиджры (1324).

[41] Иджтихад (от араб. иджтахада — «выносить самостоятельное решение») — усердие и старание для извлечения практических указаний религии из достоверных источников, важнейшими из которых — являются Священный Коран и хадисы. Того, кто достиг успеха в этом навыке и превзошел необходимые науки, называют «муджтахидом», то есть религиозным законоведом, достигшим высшей ступени в толковании религиозных наук.

[42] Зарара и Мухаммад б. Муслим — шиитские факихи (знатоки фикха) и приближенные сподвижники пятого и шестого шиитских имамов; Ма’руф и Джарир — приближенные шестого имама.

[43] Фурат б. Ибрахим ал-Куфи — автор книги «Райханат ал-адаб»; Абу Хамза ас-Самали — шиитский факих из приближенных пятого имама.

[44] ‘Айаши, Мухаммад б. Мас’уд ал-Куфи ас-Самарканди — выдающийся имамитский (шиитский) ученый-богослов, жил во второй половине III в. хиджры (конец IX—начало X вв.).

[45] Ал-Куми, ‘Али б. Ибрахим — из числа ведущих имамитских знатоков хадиса, жил в конце III—начале IV вв. хиджры (XI в.).

[46] Ну’мани, Мухаммад б. Ибрахим — видный имамитский ученый-богослов, ученик Кулайни, жил в начале IV в. (X в).

[47] Имеется в виду активный период в истории шиитского ислама, начавшийся с периода жизни ‘Али б. Абу Талиба (ум. 661) и продолжавшийся вплоть до 940 г., когда умер четвертый и последний посланник (сафир) Скрытого имама Мухаммада б. Хасана Махди, 12-го имама шиитов-имамитов.

[48] Саййид Рази, саййид Мухаммад б. Хусайн ал-Мусави ал-Багдади (ум. 1014 или 1016) — известный арабский богослов и писатель, составитель книги «Нахдж ал-балага» («Путь красноречия») — собрания проповедей, писем и мудрых изречений Повелителя верующих ‘Али.

[49] Шайх ат-Та’ифа Мухаммад б. Хасан ат-Туси — видный имамитский ученый-богослов, его перу принадлежат книги «Тахзиб» («Очищение») и «Истибсар» («Прозорливость»), которые содержат две из четырех частей имамитских хадисов, умер в 460 г. хиджры (1068).

[50] Садр ал-мута’аллихин («Глава Богобоязненных»)  — прозви­ще Садр ад-дина Мухаммада б. Ибрахима Кавами Ширази (1572—1640), иранского философа, богослова и мистика (см. также примеч. 28 на с. 11).

[51] Майбади Гунабади — известный знаток теоретического ‘ирфана, экзегет, умер в 1105 г. хиджры (1694).

[52] Шайх ‘Аб ‘Али Хувайзи Ширази — выдающийся ученый теолог, экзегет, умер в 1112 г. хиджры (1701).

[53] Саййид Хашим Бухрани — автор четырехтомного тафсира под названием «Бурхан» («Аргументы»), умер в 1107 г. хиджры (1696).

[54] Файз Кашани, Ахунд Мулла Мухсин — крупный ученый, знаток литературы и фикха, умер в 1091 г. (1681).

[55] Ат-Табарси, Абу Али ал-Фадл б. ал-Хасан — один из самых выдающихся имамитских ученых-богословов; его книга «Маджма’ ал-байан фи тафсир ал-Кур’ан («Собрание разъяснений к толкованию Корана») состоит из 10 томов; умер в 548 г. хиджры (1154).

[56] Мухаммад Хусайн Табатабаи. Коран в Исламе. Санкт-Петербург: «Петербургское востоковедение», Фонд исследований исламской культуры, 2011.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...