Сура «Джинны» ниспослана в Мекке, в десятом году пророчества, после возвращения Посланника Аллаха из Таифа. Она является первой из пятерки сур, начинающихся глаголом «Скажи!» («قُلْ») в повелительном наклонении (наряду с сурами «Неверующие», «Очищение Веры», «Рассвет» и «Люди»). Принципиальной темой этой серии является искренность в вере и поклонение Единому Богу. Сура «Джинны» с начала до конца преследует цель изложения величия откровений (Корана) и подчеркивания неприкосновенности всех его сторон. Сура «Джинны» в Коране расположена после суры «Ной», и с точки зрения содержания является ее детализацией. В этой суре, Всевышний с обсуждением заявления джиннов о своей беспомощности и вере в Коран, создает основу для подобающего подтверждения преимущества Последнего Пророка перед другими посланниками.
В суре «Ной» упоминается о тысячелетнем призыве этого великого пророка и упорстве его народа в поклонении идолам, с целью уведомления неверующих курейшитов, поклоняющихся тем же идолам народа Ноя и точно с теми же именами, о том, что призыв Последнего Пророка охватывает не только мир людей, но и мир джиннов. В этой суре говорится, что джинны, как только услышали чтение Корана, осознали его удивительную особенность «يَهْدِي إِلَى الرُّشْدِ » («наставление на прямой путь»), и уверовали в него. Однако многобожники, помимо отрицания, Посланника Аллаха обозвали безумцем и провидцем.
Сура «Джинны» прежде всего, направлена на исправление представления людей о джиннах, которые имеют такие же обязательства, как и люди. Далее указывая на общие черты джиннов и людей, джиннов делит на две группы: праведных и неправедных. В завершении излагает деяния каждой из этих групп. После чего приступает к разъяснению способов испытания людей милостями божьими, и призыву их к искренней покорности. В самом конце говорит, что наука о сокровенном доступна Аллаху и тем, которыми Он доволен[1].
Основные тезисы суры
1. Уверование группы джиннов в Коран (1 - 13).
2. Деление джиннов на две группы: верующих и неверующих (14 - 17).
3. Призыв пророков к искренности в богослужении на протяжение всей истории (18 - 24).
4. Наука о сокровенном доступна Аллаху и Его посланникам (25 - 28).