Для доказательства шарообразности Земли с точки зрения Священного Корана мы ссылаемся на айаты, в которых имеются указания на словосочетания «восток и запады». Таковыми являются нижеследующие айаты:
«Нет и нет! Клянусь Господом востоков и западов! Воистину, Мы в состоянии…» (К, 70:40).
«Мы даровали в наследие тем, которые были до того в небрежении, края восточные и западные на земле» (К, 7:137).
«Господь небес и земли и того, что между ними, Господь всех восходов» (К, 37:5).
Примечание
В первом айате слова «востоки» и «запады» (машарик ва магариб) использованы в отвлеченном смысле, вне независимости от Земли, Солнца или других звёзд. А во втором айате подразумеваются западная и восточная стороны Земли. В третьем айате упомянут только восток, но опять-таки в отвлечённом смысле, независимо от Земли, Солнца или иной звезды.
Краткая история
- Если человек смотрит на землю поверхностным взглядом, то она кажется ему плоской и не шарообразной. С древнейших времён убеждение большинства людей относительно Земли основывалось именно на этой кажущейся реалии. Но среди учёных в этом отношении сложились различные мнения, которые вкратце нами будут рассмотрены:Анаксимен считал, что Земля как свинцовая доска, плывёт по водному простору, который висит в воздухе; и, будучи плоской, она держится на поверхности воды. А если водный простор свернётся, то Земля утонет.
- Некоторые древние церковные мыслители считали, что Земля в вертикальном виде стоит на неизвестных опорах.
- Некоторые другие мыслители считали, что Земля имеет форму цилиндра, вершина которого направлена вверх, а основание ― вниз, и снизу этот цилиндр бесконечен.
- Анаксимандр думал, что земля имеет форму вращающейся колонны.
- Некоторые считали её объёмным шестигранником.
- Некоторые другие считали, что Земля обладает формой окружности (бубна).
- Часть мыслителей представляла Землю в форме барабана. А другая часть учёных думала, что она по своей форме напоминает половину бубна.
- Гераклит представлял её в форме корабля с пустым трюмом.
- Некоторые другие представляли её щитообразной.
10. По мнению некоторых греков, Земля по своей форме напоминает окружность, центром которой является Греция, а просторами ― берега Средиземного моря.
11. По мнению многих мыслителей Персии (Ирана) и Греции, Земля является полноценным шаром с одинаковой экваториальной и полярной средой. Данное мнение на Западе распространилось накануне открытия Америки (1492 г.), а некоторые авторы приписывают его всем исламским мыслителям периода раннего ислама.
12. Ньютон пришёл к такому выводу, что Земля по своей форме лишь похожа на шар, то есть её шарообразность не является реальной и однозначной, ибо со стороны южного и северного полюсов она сжата. То есть её экваториальный диаметр на две мили длиннее полярного диаметра. Сегодня это достаточно популярная теория, и подтверждается как эмпирическими, так и логическими доводами[1].
Запад и восток с научной точки зрения
Прежде чем приступить к рассмотрению взглядов учёных и экзегетов относительно понятий «восток» и «запад», считаем необходимым разъяснение конкретного научного вопроса.
С одной стороны, Земной шар обладает двумя магнитными полюсами, названные северным и южным.
А с другой стороны, так как Земле свойственны две формы движения – вращательное, вокруг собственной оси и круговое (или наступательное) вокруг Солнца, ― кажется, что Солнце каждое утро восходит с одной стороны и, медленно двигаясь над нашей головой, вечером заходит в другую сторону. Однако это результат обмана нашего зрения, фактически это Земля под влиянием свойственного ей вращательного движения вокруг собственной оси периодически одной половиной оказывается в теневой стороне, куда солнечные лучи не попадают. И среди людей сложилось так, что сторона восхода Солнца именуется востоком, а сторона его заката ― западом. Следовательно, эти две стороны (восхода и заката Солнца) терминологически принято называть соответственно «востоком» и «западом»[2].
С другой стороны, у каждого человека есть ощущение верхней и нижней стороны, которые определяются сравнительно с землёй и небом. То есть каждый человек естественным образом имеет отношение с шестью направлениями.
Другими словами, если человек стоит лицом в сторону северного полюса, то его лицевая сторона будет считаться севером, с затылочной стороны у него окажется юг, справа ― восток, а слева ― запад. А земной шар в любом случае имеет восходы и закаты, то есть в связи с тем, что Земля шарообразна, постоянно в её определённых точках Солнце находится в состоянии восхождения, а в других ― в состоянии заката. Кроме того, восход и закат Солнца ежедневно состоятся в определённые часы, отличающиеся от предыдущего дня.
Следовательно, можно сказать, что восход и закат Солнца в зависимости от позиции наблюдающегося лица бывают различными по времени, то есть каждый человек, в зависимости от точки, где он находится, ощущает запад и восток по-своему.
Кроме того, можно сказать, что у Земного шара есть многочисленные запады и востоки, которые с каждым мгновением обновляются. Ибо Земля постоянно находится в состоянии вращательного движения (вокруг собственной оси), и каждое мгновение в различных точках Земли наступают новые восходы и закаты. То есть мы становимся свидетелями новых восходов и закатов и, соответственно ― новых западов и востоков. И это повторяется в течение года в зависимости от общего количества дней.
Научные тайны
Относительно шарообразности земли с точки зрения Корана и его айатов высказаны различные точки зрения, которые нами будут кратко рассмотрены:
1. Сайид Хабат ад-дин Шахристани относительно 40-го айата суры «Ал-Маʻаридж»[3] («Ступени») пишет:
«То, что Бог клянется Господом востоков и западов, указывает на многочисленность этих сторон. Так как шарообразность Земли обуславливает, чтобы в каждый момент и в различных точках земли для одних существовал восток, а для других запад, так множественность западов и востока является следствием шарообразности Земли, и у нас не возникает никаких трудностей в связи с разъяснением этого положения»[4].
Затем автор приводит относительно шарообразности земли различные доводы из преданий.
2. Комментаторами Корана в связи со словосочетанием «востоки и запады» выдвигаются два предположения:
а) каждый день Солнце восходит с новой точки и заходит в другую новую точку. Количество таких восходов равно количеству дней в году. И в айате указывается именно на данное научно доказанное положение. Комментаторы в качестве довода приводят слова ‘Али (ʻа), который в ответ на вопрос Ибн Кава’ сказал: «Существуют по 360 востоков и западов»[5].
б) восток и запад в разных краях Земли не совпадают по времени, но иногда западная сторона одного полушария по времени совпадает с востоком, расположенным в другом полушарии. Словосочетание «востоки и запады» указывает именно на подобную разницу в земных горизонтах.
Конечно, в 137-м айате суры «Ал-Аʻраф» («Ограды»)[6] даётся предпочтение трактовке б, а в «Тафсире “Немуне”» по этому поводу говорится: «Словосочетание “края восточные и западные на Земле” указывает на обширные земли, которые находились в распоряжении сторонников Фирʻауна[7], ибо малые и незначительные по площади территории не обладают различными востоками и западами, иными словами, различными горизонтами. Но обширной земле обязательно свойственны различные горизонты, востоки и запады в связи с тем, что Земля шарообразна»[8].
В 5-м айате суры «Ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряды»)[9] существуют оба предположения (как а, так и б) и добавляется третье:
1) восход солнца начинается ежедневно с разных географических точек;
2) наличие различных «востоков» у Земли связано с её шарообразностью;
3) существуют востоки, свойственные различным звёздам.
Во всяком случае, 5-й айат суры «Ас-Саффат» направляет наше внимание на шарообразность Земли и наличие у неё множества востоков[10].
3. Некоторые современные авторы также считают 107-й айат суры «Ал-Аʻраф» и 5-й ― суры «Ас-Саффат» доводами в пользу шарообразности Земли с позиции Корана, характеризуя этот довод в качестве научного чуда. Затем со ссылкой на айат «Как простёрта земля?»[11] утверждают, что состояние «распростёртые Земли» не противоречит её шарообразности, ибо каждой сфере присуща поверхность, и именно поэтому в геометрии шар считается частью какой-либо поверхности (разумеется, не плоской). Затем разъясняют, что наличие поверхности и площади не противоречит шарообразности, ибо под понятием поверхности имеются в виду «распростёртые земли»[12].
4. Садат также со ссылкой на 40-й айат суры «Ал-Маʻаридж» делает вывод о шарообразности Земли[13].
5. Ахмад Мухйи ад-дин ал-‘Аджуз[14] и Назих ал-Камиха[15] на основе данного айата пришли к выводу о шарообразности Земли.
Анализ
Относительно вышеупомянутых айатов необходимо отметить несколько моментов:
1. Словосочетание «востоки и запады» в этих айатах не является прямым доводом в пользу шарообразности Земли, то есть в них непосредственно не говорится о том, что Земля имеет форму шара. Но в качестве опосредованного довода они свидетельствуют о шарообразности Земли. Ибо наличие у нашей планеты многочисленных востоков и западов не может сочетаться с тем, что Земля не шарообразна. Данное словосочетание, хотя, скорее всего, говорит о круглой форме Земли, тем не менее не противоречит тому, чтобы она была воспринята в форме шара.
2. С одной стороны, из некоторых высказываний греков относительно движения Земли и её формы (круглая колонна, цилиндр, вертикально стоящая на подпорках, барабан) выходит, что они в определённой степени обращали внимание на выпуклые формы Земли, но, тем не менее отчётливо не заявили об её шарообразности.
С другой стороны, в Коране не встречается чётких высказываний о шарообразности Земли. (Шарообразность подразумевается как необходимое требование значения востоков и западов). Следовательно, невозможно однозначно утверждать, что словосочетание «востоки и запады» свидетельствует о научном чуде Священного Корана. Будет более целесообразным сказать, что данное словосочетание является одним из изысканных коранических высказываний, в котором содержатся указания на научные вопросы; а необходимым следствием этих научных вопросов является шарообразность Земли.
Наличие различных временных востоков и западов было ощутимо для всех людей, так как они видели, что время восхода и заката Солнца в течение года меняется. Изложение этого вопроса не относится к категории тех задач, которые были бы неразрешимыми для людей. Следовательно, данное изложение не может быть отнесено к научным чудесам Корана.
Действительно, необходимым следствием этого научного указания является шарообразность Земли, но если бы в Коране содержалось чёткое и прямое (а не опосредованное) его изложение, то оно считалось бы кораническим научным чудом.
Мухаммад ‘Али Ризаи Исфахани
Из книги «Чудеса и удивительные аспекты Корана»
Библиография
Ал-‘Аджуз, Ахмад Мухйи ад-дин. Ма‘алим ал-Кур’ан фи ‘авалам ал-акван [Коранические сведения о сотворённых мирах]. Бейрут: Дар ан-надва ал-джадида, 1987.
Ал-Камиха, Назийа. Ал-Кур’ан итаджалли фи аср ал-илим [Проявления Корана в эпоху науки]. Бейрут: Дар ал-Хади, 1997.
Ар-Рагиб ал-Исфахани, Абу-л-Касим ал-Хусейн ибн Мухаммад. Ал-муфрадат фи гариб ал-Кур’ан [Отдельные пояснения к редкостям Корана]. В 10 т. Тегеран: Ал-Мактаба(т) ал-исламийа, 1975
Макарим Ширази, Насир. Тафсир «Немуне» [Образцовые комментарии]: В 27 т. 26-е изд. Тегеран: Дар ал-китаб ал-исламийа, 1994.
Наджафи, Гударз. Маталеб-е шегифтангиз-е Кур’ан [Изумительные аспекты Корана]. Тегеран: Субхан, 1998.
Шахристани, Сайид Хабат ад-Дин. Ислам ва хаййат [Ислам и астрономия]. Наджаф: Ал-Гарра, 1937.
[1] См.: Шахристани. Ислам и астрономия. С. 32-34.
[2] Ар-Рагиб ал-Исфахани. Отдельные пояснения к редкостям Корана. Статья «О востоке».
[3] К, 70: 40.
[4] Шахристани. Ислам и астрономия. С. 34-35.
[5] Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 25. С. 45; Таййиб. Лучшее изложение (Тафсир «Атйаб ал-байан»). Т. 13. С. 168; Кашани. Комментарий «Ас-Сафи». Т. 5. С. 229; Ал-Хавизи. Комментарии к хадису «Свет двух миров». Т. 5. С. 420.
[6] К, 7: 137.
[7] Фирʻаун ― коранический персонаж, Фараон, имя египетского царя, жестокого тирана, обожествлявшего самого себя, к которому Бог послал проповедовать Мусу (ʻа). ― Примеч. пер.
[8] Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 6. С. 329.
[9] К, 37: 5.
[10] Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 19. С. 13-14.
[11] К, 88: 20.
[12] Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 28-30; а также Амин. Путь совершенства. Т. 7. С. 145; журнал «Мактабе ислам». № 11; Нийазманд Ширази. Чудеса Корана с точки зрения современной науки. С. 179.
[13] «(Коран) очень изумительно излагает шарообразность Земли намёками и символами... Естественно, что наличие множественности западов и востоков обуславливается шарообразностью Земли, ибо в случае шарообразности и вращательного движения Земли западов и востоков будет как минимум 2 и далее до бесконечности... Обратите внимание, эти вопросы были изложены тогда, когда не существовало ни телескопа Галилея, ни современных астрономических приборов, и по историческим свидетельствам, сам Пророк ислама (с) не располагал ни временем, ни возможностями для подобных занятий» (Садат. Вечно Живой и чудеса Корана. С. 27-28).
[14] Ал-‘Аджуз. Коранические сведения о сотворённых мирах. С. 38.
[15] Ал-Камиха. Проявления Корана в эпоху науки. С. 145.