Айат 10 суры 60 известен под названием «айат Имтихан («Испытание»)»[1]. Данный айат предписывает правоверным мужчинам подвергать испытанию тех женщин, которые, покинув Мекку, примыкают к мусульманам и заявляют о принятии Ислама. В случае подтверждения их слов, этот айат даёт мужчинам право не возвращать уверовавших женщин неверующим:
«يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا جَاءكُمُ الْمُؤْمِنَاتُ مُهَاجِرَاتٍ فَامْتَحِنُوهُنَّ اللَّهُ أَعْلَمُ بِإِيمَانِهِنَّ فَإِنْ عَلِمْتُمُوهُنَّ مُؤْمِنَاتٍ فَلَا تَرْجِعُوهُنَّ إِلَى الْكُفَّارِ لَا هُنَّ حِلٌّ لَّهُمْ وَلَا هُمْ يَحِلُّونَ لَهُنَّ وَآتُوهُم مَّا أَنفَقُوا وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ أَن تَنكِحُوهُنَّ إِذَا آتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ ...»[2].
«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Аллаху лучше знать об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них…».
Об обстоятельствах ниспослания данного айата говорится, что согласно мирному договору, заключенному при Худайбии, всякий раз, когда какой-нибудь житель Мекки примыкал к мусульманам, они обязаны были возвращать его неверующим, а если случалось наоборот, то неверующие не несли ответственность за возврат мусульманина верующим. После подписания данного договора одна из жительниц Мекки приняла Ислам и прибыла к мусульманам. Её супруг с целью возвращения своей жены пришёл к Пророку (с) и заявил: «О Мухаммад! Между нами существует договор, на котором ещё чернила не высохли». В этот момент и был ниспослан этот айат[3]. В комментариях к нему говорится, что Пророк (с) потребовал у женщины поклясться в том, что её бегство из Мекки совершено не назло мужу или из-за любви к другому мужчине, а только ради принятия Ислама, после чего Пророк вернул мужчине все средства, потраченные им на приданое (махр), а саму женщину вернуть отказался[4]. Факихи на основе этого айата выносят разные вердикты. Например, на нём основывается фетва, что по факту переселения [или принятия Ислама] жена-мусульманка уже не принадлежит бывшему мужу-немусульманину, и нет нужды в официальном разводе[5].