Айаты, которым присвоены специальные названия, известны как «титульные». Эти названия, как правило, составляются из слов, содержащихся в самих айатах. Названия айатам даются по причине их частого упоминания в различных областях исламской науки и для облегчения ссылки на них. Комментаторы и знатоки Корана при изучении и подсчёте айатов, отменяющих предыдущие (насих) и отменённых последующими (мансух) дали многим из них названия. Шиитские и суннитские учёные в своих богословских диспутах и при изложении достоинств Людей Дома Пророка (Ахл ал-Бейт) опирались на айаты, присваивали им названия. Факихи и богословы также внесли свой вклад в это дело. Причиной известности некоторых айатов стали предания, согласно которым Пророк и Имамы дали им определённые названия (айат ал-Курси[1] и айат ал-Мулк[2], айат Амана-р-Расул [3] и др.) Безусловно, не все айаты, упоминаемые в данной статье, имея названия, при этом пользуются известностью. Так, известны случаи, когда один или несколько учёных присваивали айату то или иное название . В ходе специального исследования на эту тему найдено более ста семидесяти айатов, имеющих названия, которые приводятся в данной статье в алфавитном порядке. Те айаты, которые имеют больше одного названия, будут представлены под более известным своим названием. Стоит отметить, что:
А) Содержание каждого из этих айатов будет изучаться отдельно в ходе детального их рассмотрения. Например, содержание айатов Хумс[4], Фай’[5] и Мубахала[6] становится темой отдельных статей под соответствующими названиями (Хумс, Фай’ и Мубахала). В данной статье приводится только краткое содержание айатов, обстоятельства их ниспослания и достоинства, и не предпринимается попытка детального изучения тем, которые в них затрагиваются.
Б) Некоторым айатам присвоены названия, подобранные из оборотов, присутствующих в самих этих айатах. Например, айат 29 суры 48 известен[7] как Ли йагиза бихим ал-куффар[8], или айат 160 суры 6 упоминается[9] как Ман джа’а би-л-хасанати[10]. Но такое присвоение названий не получило широкого применения. Исключение составляют три знаменитых айата: Амана-р-Расул, Ва ин йакад[11] и Амман йуджиб[12].
В) В основном учёные старались присваивать айатам названия, состоящие из одного слова, а не из целого предложения или длинных словосочетаний. В частности, они не считают уместным [13] даватьайату Ал-азану фи йавм ал-хадж ал-акбар[14] одноимённоеназвания.
Г) Айаты Амана-р-расул, Амман йуджиб, Таблиг[15], Татхир[16], Гар[17], айат ал-Курси, Ва ин йакад и Вилайат[18] по причине своей известности и того особого внимания, которое им уделяется в этой части статьи, расположены в алфавитном порядке.
[1] Айат «Трон».
[2] Айат «Власть».
[3] Айат «Уверовал Пророк».
[4] Айат «Хумс» (пятая часть военной добычи, шедшая на содержание потомков Пророка, вдов, сирот и нищих).
[5] Айат «Трофей».
[6]Айат «Взаимное проклятие».
[7] Ал-Хилли. Нахдж ал-хак. С. 207.
[8]Айат «Чтоб привести в ярость неверующих».
[9]Ал-Хилли. Нахдж ал-хак. С. 200.
[10]Айат «Кто придёт с благим делом».
[11]Айат «И вот почти».
[12]Айат «Тот, кто откликнется»
[13]Ал-Хилли. Нахдж ал-хак. С. 204.
[14]Айат «Призыв в день великого хаджа».
[15] Айат «Донесение».
[16]Айат «Очищение».
[17]Айат «Пещера».
[18]Айат «Правление».