Посланник к мадьянитам; История пророка Шу‘айба (мир ему)

Опубликовано в Пророки и посланники

Одно арабское племя вело счастливую жизнь в селении Мадьян[1], располагавшемся в зеленых долинах. Около Мадьяна находилась небольшая деревушка. Это деревня была известна своими садами и носила название аль-Айка. Жизнь била ключом в этой местности вот уже три тысячи лет.

Климат в этих двух селениях был умеренным. Там шли обильные дожди. Земледелие и пастбища процветали. Жители обоих поселений наслаждались приятной жизнью.

Мадьяниты были невелики численностью. Потом их количество выросло в силу благоприятных условий их существования. В Мадьяне располагалось много базаров, на которых велась оживленная торговля.

Среди них был праведный человек по имени Шу‘айб[2] (мир ему). Он любил свое селение и свой народ. По большей части он с любовью относился к людям.

По этой причине он был обеспокоен положением дел в Мадьяне и в деревне аль-Айка.

Почему была печаль на лице Шу‘айба (мир ему)? Почему сердце его было исполнено боли за его собственный народ?

Жители Мадьяна были неверующими. Они почитали идолов. Они поклонялись бесполезным камням. Они воображали, будто бы эти идолы способны дать им средства к существованию и облагодетельствовать их селение.

Если бы они поразмыслили об этих идолах, они бы поняли, что их боги не имели никакой силы.

Если бы они присмотрелись к тому, как устроены люди, деревья, звезды, они бы поняли, что нет бога, кроме Аллаха, Велик Он и Славен.

Пророк Шу‘айб (мир ему) призывал свой народ служить Аллаху и сторониться идолопоклонства.

Обман на базарах

Аллах – Велик Он и Славен –  снабдил мадьянитов всем, чтобы они могли вести счастливую жизнь. На их базарах можно было купить любой товар. Однако они обманывали друг друга при купле и продаже. Они занижали вес товара. И продавец, и покупатель стремились обмануть друг друга. Когда они покупали что-то, они занижали вес этого. Когда же они продавали что-либо, то, напротив, – завышали.

Они полагали, что вольны поступать в этом так, как им вздумается.

В то же время Аллах – Велик Он и Славен – избрал праведника Шу‘айба (мир ему) в качестве пророка. Он приказал ему исполнять свою миссию.

Возложенная Аллахом миссия

Пророк Шу‘айб (мир ему) был красноречивым оратором. Его доводы были убедительны, ибо он говорил от имени истины и справедливости. Он изъяснялся простым языком.

Пророк Шу‘айб (мир ему) призывал свой народ служить Аллаху, Единому и Единственному, и отказаться от поклонения идолам. Затем он спокойно рассказывал о беспорядках на базарах и обвешивании при купле и продаже.

Пророк Шу‘айб (мир ему) сказал своим людям: «Подобными действиями вы распространяете нечестие. Жизнедеятельность общества зависит от обмена предметами потребления. Вы должны осуществлять этот обмен друг с другом.

Обмен предметами потребления на рынках нуждается в общественном надзоре. В его полномочия будет входить контроль над взвешиванием, качеством и количеством всех товаров.

Остерегайтесь обманывать друг друга. Проявляйте осторожность, чтобы не утаивать веса продуктов, которые вы продаете. Не выдавайте плохие товары за качественные. Если же вы уклонитесь от подобной практики, Аллах – Слава Ему – разрушит ваши жилища».

Слова пророка Шу‘айба (мир ему) были исполнены доброжелательности. Пророк (мир ему) использовал такие выражения, потому что он желал людям Мадьяна добра. Он хотел, чтобы они жили в селении, исполненном справедливости, процветания, мира и веры.

Пророк Шу‘айб (мир ему) был осведомлен о том, что погубило народы Нуха, Салиха  и Худа (мир им). Он знал, что Аллах – Преславен Он – уничтожил народ Нуха (мир ему) с помощью потопа, на племя самуд наслал шторм, а Содом и Гоморру (два племени на берегу Мертвого моря) уничтожил  падающими метеорами.

Шу‘айб сказал своему народу: «Аллах уничтожил народ Лута (мир ему), поскольку они не подчинились своему пророку (мир ему)».

Один из неверующих засмеялся и сказал:

«Что, с помощью своих молитв ты отвращаешь нас от наших богов? Они что, становятся препятствием для того, чтобы мы свободно распоряжались своими деньгами?»

Пророк Шу‘айб (мир ему) ответил: «Тратьте свои деньги, как пожелаете. Но не угнетайте других. Не обманывайте их. Ведите куплю-продажу честно.

Вы – жители одного селения. Вы должны помогать друг другу. Вы должны уважать свободу других.

О мой народ, испросите у Господа своего прощения. Обратитесь к Нему с покаянием. Поистине, Господь мой – Всемилостивый и Самый Милосердный. Аллах хочет, чтобы вы шли по пути одобряемому. Поэтому Он послал меня к вам».

Один из неверующих воскликнул: «Шу‘айб, ты одержим бесом! Мы никогда не поймем, что ты нам говоришь! Если бы не твои родственники, мы бы убили тебя! Мы способны сделать это в любое время!»

Народ Шу‘айба упорствовал [в своем неверии]. Люди не внимали его словам. Шу‘айб предупреждал их о гневе Аллаха, говоря: «О мой народ, делайте то, что можете. Я также буду делать то, что в моих силах. Вы узнаете, на кого обрушится наказание и позор».

Один из неверных сказал ему: «Мы обвиняем тебя во лжи. Если ты говоришь правду, то пусть твой Господь покарает нас».

Пророк Шу‘айб промолвил: «Вы узнаете, кто из нас – лжец!»

Так он покинул их и направился в соседнюю деревню под названием аль-Айка.

Жители деревни аль-Айка

Пророк Шу‘айб (мир ему) не принадлежал к числу жителей аль-Айки – он был из мадьянитов. Когда Шу‘айб (мир ему) прибыл в деревню аль-Айка, он обнаружил, что образ жизни ее населения таков же, как и у мадьянитов.

Шу‘айб (мир ему) увидел сады, полные фруктовых деревьев. Их ветви обвивали друг друга. Из пыльной земли и камней вытекали речки, орошавшие поля. Однако жители аль-Айки также почитали идолов. Они обманывали друг друга при купле-продаже.

Поэтому Пророк Шу‘айб обратился к ним: «Не боитесь ли вы гнева Аллаха? Я опасаюсь, что Аллах накажет вас. Аллах не любит нравов развращения и злокозненности. Не творите нечестия на земле».

Жители аль-Айки отказались уверовать в миссию Шу‘айба. Они обвинили его во лжи и в магических практиках.

Они сказали ему: «Если ты говоришь правду, то пусть твой Бог покарает нас!»

Шу‘айб вежливо ответил им: «Поистине, Аллах знает о ваших деяниях. Я хочу возглашать о миссии, возложенной на меня моим Господом. Я хочу распространять благочестие настолько, насколько это возможно».

Один из неверующих заявил: «Ты лжец и маг. Нет никакой разницы между тобой и нами. Ты – такой же, как и мы».

Шу‘айб (мир ему) вернулся в селение Мадьян. Что до жителей аль-Айки, то их жизнь была лишена веры, справедливости и праведности.

В селении Мадьян начиналась борьба между верующими и неверующими. Неверные отказывались принять послание Аллаха. Кроме того, они угрожали верующим и заставляли их поклоняться идолам грубой силой.

Шу‘айб (мир ему) обратился к своему народу с таким советом: «Не противьтесь пути веры, ибо это Путь света во мраке. Аллах – Велик Он и Славен – не простит вам вашей ошибки».

Однажды неверующие пришли к Шу‘айбу и сказали ему: «Ты и твои последователи – отверженные для нас».

Один из верующих возразил: «Мы не сделали ничего из того, чтобы предать нас остракизму!»

Неверный пригрозил: «Мы принудим вас к следованию нашей религии».

Пророк Шу‘айб (мир ему) ответил: «Для нас ненавистна ваша религия. Верующие не последуют твоей религии, ибо Аллах зажег в их сердцах свет веры».

Затем Шу‘айб (мир ему) воздел руки к небу и промолвил со смирением: «О наш Господь, рассуди между нами и нашим народом по Истине. Ты – Лучший из Судей».

Развязка

Пророк Шу‘айб (мир ему) покинул свой народ. Однако неверующие не оставили Шу‘айба (мир ему) и его последователей в покое. Они делали все возможное, чтобы принуждать Шу‘айба (мир ему) и его адептов к признанию их религии. Они наносили им всевозможные раны.

Когда кто-либо желал пойти послушать проповеди Шу‘айба (мир ему), неверующие чинили этому человеку препятствия и угрожали ему.

Пророк Шу‘айб (мир ему) напомнил своим приверженцам о том, какой конец ждал ушедшие народы. Он сказал им: «Если вы оскорбите меня или развяжете войну против меня, Аллах накажет вас так же, как Он поразил Своей карой народы прошлого, которые обижали Пророков и подвергали гонениям верующих».

Народ Шу‘айба своими глазами видел руины Содома и Гоморры, однако он не извлек из этого никакого урока.

Обещанный день настал. Люди совершили земные поклоны перед своими идолами, а затем рано утром отправились каждый за свою работу.

Базары были наполнены шумом, глаза наливались огнем в предвкушении обмана.

Они обдумывали, как бы обсчитать каждого продавца и получить как можно больше денег. Так прошел день. Солнце зашло, стемнело.

Ночные часы текли медленно.

Вдруг разразилось землетрясение. Эти мгновения были ужасны. Мадьян обратился в руины.

Лишь верующие были спасены Аллахом от гибели при землетрясении.

Аллах также разрушил селение аль-Айка.

Пророк Шу‘айб (мир ему), увидев разрушенную деревню, промолвил: О мой народ! Я донес до вас послания моего Господа и искренне желал вам добра. Как я могу печалиться о неверующих людях?[3]

Пророк Шу‘айб (мир ему) провел остаток своей жизни в Мадьяне, занимаясь выпасом скота.

Когда он состарился, две его дочери пасли скот. Они очень страдали от этой работы. Когда они желали купать своих животных, они очень стеснялись делать это поблизости от пастухов.

Однажды из Египта явился молодой человек. Ему было около тридцати лет. Его звали Муса ибн ‘Имран (мир ему), и он спасался от преследований со стороны фараонов и пришел в селение Мадьян. Что же произошло?

Мы узнаем об этом в 12-й главе – читайте о дальнейших событиях.

Из Корана

Над мадьянитами [воздвигли] Мы соплеменника их  Шу‘айба. Он сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Богу Единому. Нет у вас бога иного, кроме Него. Пришло к вам убедительное доказательство от вашего Господа. Не обмеривайте и не обвешивайте людей [при сделках], не обманывайте их в вопросах имущественных и не распространяйте нечестия на земле, после того как стала распространяться  на ней праведность. Так лучше для вас, коли верующие вы.

Не устраивайте засады на путях [Истины], угрожая и отвращая от Божиего, кто уверовал в Него, и не стремитесь искривить путь этот. Вспомните [то время], когда  вас было [совсем] мало. А ведь по Его велению  вас стало больше. Подумайте же о том, каков был конец  [народов] нечестивых!

Если уверовала часть из вас в посланничество, а кто-то не уверовал, то ждите, пока не рассудит меж нами Аллах, ибо Наилучший Он из судей».

Сказали предводители его народа, гордыней обуреваемые: «Изгоним мы тебя, о Шу‘айб, и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города, если   же не вернешься ты [к вере] общины нашей». Спросил Шу‘айб: «Даже если питаем мы отвращение к ней?

Окажемся мы лжецами перед Богом, если вернемся к вере [идопоклоннической]общины вашей, после того, как Он избавил нас от нее. Не бывать тому, чтобы мы вернулись к вере вашей, если только не пожелает того Бог, Господь наш, Который объемлет все сущее знанием Своим. На него  уповаем мы. Господи наш! Реши [спор]  между нами и нашим народом по справедливости. Ведь лучше всех решаешь Ты [тяжбы]».

Сказали [соплемменникам своим] предводители его народа, которые не уверовали: «Если вы последуете за Шу‘айбом, то непременно окажетесь в числе потерпевших урон».

Но постигло их землетрясение, и полегли они мертвыми  в своих домах.

Тех, кто обвинял Шу‘айба во лжи, будто и не было там (т.е. на земле, где они грешили) никогда. [Да!] Те, кто обвинял Шу‘айба во лжи, они-то и оказались в убытке.

Отвернулся [Шу‘айб] от них и сказал: «О народ мой! Возвестил я вам послания Господа моего и передал вам наставление доброе. К чему печалиться мне  о людях неверующих?»[4]

 


[1] Ныне — город Ма‘ан в Иордании.

[2] В библейской традиции Иофор.

[3] Св. Коран, 7:93.

[4] Сура Аль-А‘раф («Ограды») — 7: 85-93.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...