Сура «Ал-Исра’» («Ночной Перенос»)

Опубликовано в Мекканские суры

Сура «Ночной Перенос» ниспослана в Мекке. Причиной получения такого названия послужила начинание суры айатом «о Ночном Переносе». Сура «Ночной Перенос» является самой длинной из семерки сур, начинающихся поминанием Господа в различной форме, которым в преданиях от Пророка дано название «мусаббихат». Тематической основой этой серии сур является «статус Пророка и преимущества благородного Корана». В каждой из этих сур подробно рассматривается та или иная сторона данного вопроса[1].

Основная тема суры «Ночной Перенос» это особенности миссии Пророка в качестве печати пророков, и особенности благородного Корана в качестве последней божественной книги. В этой суре неадекватное поведение упорствующих многобожников преподносится как явный признак их несостоятельности против высокого статуса Пророка (47 - 48). Рассматриваются преимущества Пророка ислама перед другими посланниками (55). Пророк не обязан явить чудеса, чтобы убедить многобожников в своей правоте (90 - 93). Пророку велено считать свидетельство Аллаха достаточным доказательством истинности и искренности своего призыва (96). В этой суре Коран представлен в качестве всеобъемлющего устава божественных назиданий для людей (9, 12); Коран это милость и излечение (от душевных и физических недугов) для верующих и убыток и ущерб для беззаконников (82). Коран ниспослан Господом с истиной (106). Коран не нуждается в людях, но люди нуждаются в нем (107 - 108).

Вознесение Пророка, о котором упоминается в первом айате этой суры, считается самым священным путешествием в истории. Во время этого вознесения благородный Посланник под руководством Джибриля, верхом на коне «Бурак», совершил путешествие из Заповедной мечети к мечети «Ал – Акса», а оттуда ко всем небесам, на созерцание божественных тайн. Это чудесное событие произошло за год до переселения в Медину. История вознесения начинается словами «أَسْرَى بِعَبْدِهِ», что означает вознесение раба Аллаха, а не раба своих страстей. Одним из поучительных моментов суры «Ночной Перенос» является то, что человек если даже возносится, то все равно остается божьим рабом. Потому не стоит слишком превозносить святых.

Последний айат суры «Ночной Перенос» был назван Пророком «айат ал-ʻизз» («могущество»). Рассказывают, что как только кто-нибудь из потомков ʻАбд ал-Муталлиба начинал говорить, Пророк первым делом обучал его этому айату. Также он сам читал его каждый раз, как выходил в путь. Сура «Ночной Перенос», начинается словами «тасбих» (восславлением Аллаха), которые встречаются еще по ходу суры (93, 108), а заканчивается восхвалением («хамд») и возвеличиванием («такбир») Аллаха. Эта сура имеет заслуживающие внимания сходства с сурой «Пчелы». В качестве примера можно сопоставить айаты 1, 11, 12, 16, 56, 57, 61, 65, 82, 88, 107 суры «Ночной Перенос» соответственно с айатами 1, 4, 12, 90, 73, 65, 98 – 99, 69, 103, 49 суры «Пчелы».

Основные тезисы суры

1. Вознесение Пророка и руководство Корана (1 - 21).

2. Тождественность учений божественных религий (Правила общественного поведения) (22 - 39).

3. Единство Господа и опровержение политеистических убеждений (40 - 57).

4. Гибель всего человечества перед Судным днем, ответственность людей за свои деяния (58 - 72).

 


[1] Даерат ал-маʻареф-е бозорг-е эслам. Т. 8. С. 283.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...