Сура «Ал-Ма’ида» («Трапеза»)

Опубликовано в Мединские суры

Сура «Трапеза» входит в число последних мединских сур, ниспосланных в последние месяцы жизни Пророка (с). Эта сура названа «Трапезой» в честь мольбы пророка ’Исы к Господу о ниспослании «небесной скатерти», упомянутой в 114-м айате этой суры. Сура начинается с призыва к выполнению обязательств и завершается упоминанием о преданности и правдивости как о необходимых условиях достижения успеха в обоих мирах.

Начальные айаты суры посвящены вопросам убоя скота, запретным деяниям в положении ихрама (будучи одетым в одежду паломника), традиционного омовения (водой) и ритуального обтирания песком или землей [в случае, если нет доступа к воде]. После чего говорится о вероломстве людей Писания, и в контексте истории о Кабиле и Хабиле (Каин и Авель) затрагивается проблема возмездия и наказания за воровство. Вслед за этим сура предписывает Пророку (с) не огорчаться из-за слов лицемеров и иудеев, которым она обещает, в свою очередь, лишения в этом мире и мучения в вечной жизни. Начиная с 51-го айата, сура удерживает верующих от следования людям Писания, объявляет веру в «Троицу» кощунством и упоминает об истинном положении Иисуса (а) и его матери. Далее, выказывая почет верующим христианам, сура представляет их самыми близкими друзьями мусульман из числа всех немусульман. С 87-го айата начинается изложение предписаний Шариата. В этих айатах дается пояснение, что любовь к вину и азартным играм приводит к вражде и ненависти между людьми, и отвращает их от поминания Аллаха (91). Завершающие айаты суры посвящены чудесам пророка ʻИсы, где попутно с него снимается обвинение в распространении веры в «Троицу».

Тематической основой суры является предписание выполнять обязательства и воздерживаться от вероломства. Поэтому эти два тезиса озвучиваются в начале суры, впоследствии сура неоднократно возвращается к этой теме. В суре говорится о вероломстве сынов Израиля (12 – 13, 70), христиан (14), а также договоре апостолов с Аллахом (115). Помимо всего прочего, обращение «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا», т.е. «О те, которые уверовали!» повторяется в ней больше всего (16 раз). Каждый раз за этим обращением следует призыв к выполнению обязательств, праведности, правдивому свидетельству и соблюдению предписаний Аллаха[1].

Основные темы суры[2]

1. Положения о дозволенном и запретном, омовении и тайаммум (ритуальном очищении песком или землей) (1 -11).

2. Вероломство людей Писания и их вера в ложные убеждения типа «Троицы» (12 - 26).

3. Положения о возмездии и наказании за воровство (27 - 40).

4. Благородный Коран доводит до совершенства предшествующие ему законы (41 - 50).

5. Предостережения мусульманам в отношении людей Писания (51 - 64).

6. Призыв людей Писания к Исламу и объявление веры в «Троицу» богохульством (65 - 81).

7. Сравнение иудеев и христиан, их положения в соответствии с учением Корана (82 - 86).

8. Предписания о дозволенном и запретном, указание на вред вина и азартных игр (87 - 108).

9. История о скатерти (трапезе) и снятие с пророка ʻИсы вины за веру христиан в «Троицу» (109 - 120).

 

[1] Ал-Мизан. Т. 5. С. 256.

[2]Сайид Кутб. Фи зилал ал – Кур’ан. Т. 2. С. 834.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...