Сура «Ступени» ниспослана в Мекке, начале пророчества. Название суры заимствовано из третьего айата. «Ал – Маʻаридж» образовано из слова «ми`радж» во множественном числе, и означает лестницу или места, откуда совершают восхождение. Так как Всевышний установил различные ступени для восхождения ангелов к Нему по служебной иерархии, Он представлен «Владыкой ступеней». Эти ступени являются истиной из царства небесного, а не мирские, не материальные и не номинальные ступени[1]. Тематической основой суры является действительность дня Воскресения и загробной жизни, которая представлена в качестве фактора контроля страстей человека и укрепления его праведности.
Сура «Ступени» начинается с сообщения о прошении некоторыми неверующими мучений, которые постигают их. Далее, описывая день Воскресения, указывает на тяжкость расчета в тот день, и на то, что грешник ради собственного спасения от мук пожелает пожертвовать своими детьми, супругой, братом, своим родом и всеми обитателями земли. После чего перечисляет признаки обитателей Рая, которые таковы: воздержание от жадности и алчности; от нетерпения при беде; регулярное совершение намазов; оказание помощи обездоленным; вера в Последнюю жизнь; целомудрие и сохранение доверенного. Заключительные айаты суры направлены на устрашение неверующих, и содержат указание Пророку: «Оставь же их погружаться в словоблудие и забавляться, пока они не встретят тот день их, который им обещан». (42).
Основные тезисы суры
1. Наступление дня Воскресения неизбежно и близко (1 - 7).
2. Описание состояния грешника в Аду (8 - 18).
3. Признаки верующих – обитателей Рая (19 - 35).
4. Устрашение неверующих и отрицающих загробную жизнь (36 - 44).