Сура «Собрание» ниспослана в Медине, во втором году по хиджре, перед сурой «Взаимное Обделение» и после суры «Ряды». Название суры заимствовано из 9-го айата, в котором указывается на положения и правила совершения пятничного намаза. Сура «Собрание» является пятой из семерки сур, начинающихся словами «тасбих» (слова поминания Аллаха) в разной его форме. В преданиях от Пророка этим сурам присвоено название «мусаббахат». Принципиальной темой этой серии является «статус Пророка и преимущества благородного Корана». В каждой суре из этой серии подробно рассматривается та или иная сторона данного вопроса.
В начальных айатах суры говорится, что все существа в мире бытия славят Аллаха, который отправил людям Посланника из их среды, чтобы обучать их и будущее поколение религии и мудрости. Серединные айаты суры в виде притчи об иудейском народе, которому было поручено придерживаться Таурата, но не придержавшегося, предупреждает верующих не допускать оплошности в почитании Пророка, как иудеи. В завершающих айатах дается указание верующим, с началом призыва к пятничному намазу, оставить торговлю и устремиться к совершению намаза. Сура «Собрание» и сура «Ряды» имеют много тематических соответствий. Одним из важнейших общих тем, рассматриваемой в этих сурах, является добрая весть Иисуса о пришествии Пророка ислама в суре «Ряды» (6-й айат) и представление Посланника Аллаха во 2-м айате суры «Собрание» в качестве того обещанного Пророка[1].
Основные тезисы суры
1. Пророчество Мухаммада является величайшей милостью Аллаха для всех народов (1 - 4).
2. Поучительный пример ученых мужей из иудеев, не претворяющих в жизнь свои знания (5 - 8).
3. Достоинства и предписания пятничного намаза (9 - 11).