Сура «Гром» ниспослана после суры «Мухаммад» в Медине, в конце шестого года по хиджре. Название суры заимствовано из 13-го айата, в котором гром и молния представлены в качестве демонстрации могущества и милости Господа. Основополагающей темой суры является «засвидетельствование истинности благородного Корана в качестве вечного чуда Посланника Аллаха». Эта тема направлена против тех, кто не ради познания истины, а забавы ради требовали от Пророка чудес. Поэтому в многочисленных айатах этой суры Всевышний упоминает величие Своего могущества и сокровенную тайну мироздания (2-4, 8-9, 11-13, 15, 17).
Начиная с 14-го айата, истины сопоставляется ложью, где окончательная победа остается за истиной. В 17-м айате, в виде очень изящной притчи, ложь сравнивается с собирающейся над водой пеной, которая не способна оставаться долго и приносить пользу, а только держится над водой и ничего собой не представляет. А истина является чистой водой, которая возможно некоторое время остается под пеной. Но, по истечению времени, она освободится от пены, и пребывает вечно.
Сура «Гром» является единственной сурой, начинающейся разрозненными буквами «Алиф, Лам, Мим, Ра». Так как разрозненные буквы каждой суры имеют непосредственную связь с их содержанием, структура этих букв в начале суры «Гром» указывает на то, что ее содержание представляет собой обобщенное содержание двух групп сур, одна из которых начинается разрозненными буквами «Алиф, Лам, Мим» (суры «Корова», «Семейство Имрана», «Паук», «Римляне», «Лукман» и «Земной Поклон»), а другая – буквами «Алиф, Лам, Ра» (суры «Йунус», «Худ», «Йусуф», «Ибрахим» и «Хиджр»)[1].
Основные тезисы суры[2]
1. Знамения Аллаха, проявленные во природе и в людях (1 - 18).
2. Вознаграждение истинных верующих (19 - 24).
3. Неверующие рабы своих страстей (25 - 27).
4. Коран – мерило различения истины от лжи (28 - 42).