Сура «Римляне» ниспослана в Мекке, когда мусульмане составляли меньшинство. Название суры заимствовано из второго айата. Третий айат, который считается частью сокровенных вестей Корана, извещает о скорой победе римского императора. Согласно преданиям, в одном из сражений между римлянами и Древним Ираном, римляне потерпели поражение. А мусульмане желали победы римлян, так как император Рима (в отличие от иранского царя – Хосрова Парвиза) уважительно отнесся к письму Пророка. Однако, римляне проиграли и мусульмане расстроились этому[1].
Всевышний с ниспосланием данного айата известил мусульман о том, что несмотря на поражение, римляне в скором времени одержат победу. Несколько лет спустя мусульмане испытают двойную радость от своей победы над многобожниками (при Бадре) и от победы римлян над Ираном. Сура «Римляне» начинается предсказанием о победе римлян, и заканчивается обещанием помощи и победы Посланнику Аллаха. Далее, они приступает к разъяснению той истины, что небеса и земля держатся на справедливости, и что положение человека в Судном дне определяют его мирские деяния. Поэтому человек не должен терять своей первозданной природы.
В серединных айатах анализируется типическое поведение человека. Так, когда люди сталкиваются с большими проблемами (по причине отступления от истинного пути и попадания в беспутье своих страстей) то искренне взывает к Богу, но как только Он решает их проблемы, часть из них как правило прибегает к ширку (приобщение сотоварищей Богу). В последующих айатах мусульманам предписывается помогать родственникам и бедным. Далее, предостерегая тех, кто ради приумножения состояния занимается лихоимством, сура поясняет, что к изобилию приводит закят, а не лихоимство. Сура заканчивается упоминанием о поучительных примерах истории, и указанием на события дня Воскресения, когда раскаяние грешников становятся бесполезными. Сура «Римляне» имеет много общего с остальными сурами, начинающимися разрозненными буквами (Алиф, Лам, Мим), это суры «Корова», «Семейство Имрана», «Лукман», «Паук» и «Земной Поклон». Их тематической основой является «правила поведения и контакта мусульман с последователями других религий».
Основные тезисы суры[2]
1. Предсказание победы римлян над персами (1 - 7).
2. Напоминание о несчастливом исходе беззаконников на протяжении всей истории (8 - 16).
3. Материальные и духовные знамения для познания Господа (17 - 32).
4. Предостережение людям, не имеющим достаточного терпения (33 - 37).
5. Упоминание о правах остальных и осуждение лихоимцев (38 - 41).
6. Загробная жизнь. (42 - 60).