Сура «Сожаление» ниспослана в Медине, и его название заимствовано из 9-го айата. Слово, составляющее название суры, также является одним из названий дня Суда. Слово «التَّغَابُنِ» в смысле «сожаление» только один раз, и то в этой суре использовано. День Суда называют «сожалением» потому, что в тот день неверующие узнают о нанесенном себе уроне, а верующие сожалеют о том, что не добились более высокого положения.
Содержание этой суры можно разделить на две части. Первая часть (1 - 10) начинается поминанием Аллаха, и затем, предостерегает адресатов от повторения ошибок предшествующих народов. При этом основной ошибкой считает отрицание ими дня Воскресения. Вся вторая часть состоит из нравственных указаний к общественной жизни, таких как: терпение против несчастий (11), не обольщение таким искушениям, как имущество и дети (14 - 15), достоинства расходования и предоставления займа на пути Аллаха (16 - 17).
Сура «Сожаление» является шестой из семерки сур, начинающихся словами «тасбих» (словами поминания Аллаха) в разной его форме. В преданиях от Пророка этой серии присвоено название «мусаббахат». Тематической основой этих сур является «статус Пророка и преимущества благородного Корана». В каждой суре из этой серии подробно рассматривается та или иная сторона данного вопроса. Сура «Сожаление» среди всех сур «мусаббахат» имеет большее смысловое сходство с сурой «Железо». Можно сказать, что сура «Сожаление» является кратким содержанием суры «Железо»[1].
Основные тезисы суры
1. Величие Господа и Его отношение к Своим творениям (1 - 4).
2. История отвергающих призывы пророков (5 - 7).
3. Вера в Корана и следование Пророку – путь к спасению (8 - 13).
4. Предупреждение верующих об испытаниях Аллаха (14 - 18).