Сура «Гора» ниспослана в Мекке, в четвертом году пророчества. Название суры заимствовано из первого айата. Оно является названием священной горы, на которой состоялась беседа Господа с Мусой. Муса после получения Таурата (Торы), вернулся к сынам Израиля, но они не приняли его призыв. Тогда, по воле Господа, гора «Сина» зависла над ними. Муса предупредил их, что если они не уверуют, гора упадет на них, и они смиренно приняли Тору («Ограды» / 171).
Сура «Гора» начинается серией из шести клятв об обязательном наступлении дня Воскресения. Затем говорится о божьих наказаниях, которым в день Суда подвергнутся лжецы. Далее, в сравнении с предыдущей группой, описывает положение богобоязненных в Раю, где они пользуются милостями Господа и радуются этим. После чего, переходит к осуждению многобожников, которые обвиняли Пророка в безумие и прорицание. Всевышний освобождая его от такого клейма, обращается к многобожникам: «Если думаете, что Коран – выдумка Пророка, то приведите вы также подобное ему повествование».
Однако, страсть настолько ослепил врожденность многобожников, что они не удовлетворившись этим, объявили ангелов дочерьми Господа, тем самым приобщив Ему сотоварищей. В 45-м айате дается указание Посланнику Аллаха, оставить их, и не стараться напутствовать эту группу упрямцев. Потому что, если они даже своими глазами увидят на них падающие небесные камни, то скажут, что это не камни, а скопившиеся облака, падающие на землю (44). Сура «Гора» завершается предписанием к терпению, выдержке и поминанию Господа ночью и на рассвете. Тематической основой суры является «устрашение отрицающих загробную жизнь». Этой теме посвящены начало и окончание суры[1]. В преданиях говорится, что продолжительное чтение этой суры, может способствовать освобождению от заключения[2].
Основные тезисы суры
1. Истинность загробной жизни, и страдания неверующих в Аду (1 - 16).
2. Описание райских благ для богобоязненных (17 - 28).
3. Защита Посланника Аллаха, и призыв к составлению конкуренции Корану (29 - 47).
4. Оберегание Пророка от злодеяния врагов, и указание к терпению и молитве (48 - 49).