Сура «Совет» является Мекканской, и состоит из 53-х айатов. Название суры заимствовано из 38-го айата, в котором о совещании в совершаемых делах, упоминается как об одной из социальных основ, и говорится, что верующие являются праведными, совершают намаз и расходуют из того, чем их наделил Аллах. Начало и окончание суры посвящены философии откровений и величию Корана. Начальные айаты указывают на то, что источником откровений во все времена являлся Всевышний, и утверждают, что при ниспослании откровений небеса готовы разверзнуться, и ангелы, постоянно восхваляющие Господа, просят прощения для тех, кто на земле. Далее, после предупреждения тех, кто взял себе иных покровителей помимо Господа, обратно возвращается к философии откровений (7), и Коран представляет в качестве эталона правосудия.
В айатах 13 – 15 говорится, что ислам – это та же религия прежних посланников, и Пророк призывается к твердости в делах. После чего, указывает на беспочвенность доводов препирающихся, которые с целью опровержения призывов посланников, торопят с наступлением Часа, тогда как прискорбная обстановка дня Воздаяния ожидает их.
В серединных айатах суры, наградой за увещевание Пророка устанавливается «любовь к его близким родственникам», и с обещанием принятия покаяния, осуществляется переход к вопросу о том, что удел людей предопределяется в соответствии с их добрыми намерениями, чтобы увеличение удела не стало причиной их бесчинств. Далее, указывается на знамения милости и единственности Господа, и разъясняется, что вечные блага являются устойчивыми по сравнению с мирскими благами. После чего, перечисляет отличительные качества тех верующих, которые заслуживают этих божественных благ. 45-й айат суры описывает состояние многобожников в день Воскресения. Затем, люди призываются к тому, чтобы найти убежище в тени милости Господа, потому что, в день Воздаяния другого убежища не существует. Сура завершается указанием на способы доведения откровений и величие Корана.
Сура «Совет» является третьей из семерки «семейства Ха Мим», которым в преданиях от Пророка присвоено название «Венец Корана» и «Благоухающие цветы Корана». Основополагающей темой этой семерки является «предупреждение отвергающих Посланника Аллаха». Поэтому, данная сура неоднократно возвращается к рассмотрению этого вопроса (8, 21, 18 – 22, 44 - 46). Также не раз указывается на философию откровений и значение миссии (3, 7, 10, 13 – 15, 48, 51 - 53).
Основные тезисы суры[1]
1. Философия откровений и пророчества (1 - 26).
2. Знамения Господа в бытие (27 - 36).
3. Качества верующих (37 - 43).
4. Предостережение от событий дня Воскресения (44 - 50).
5. Способы доведения откровений и достоинства благородного Корана (51 - 53).