ал-Хаджар ал-асуад (Черный камень)

Опубликовано в Личности

ал-Хаджар ал-асуад — это священный камень, который имеет древнюю историю и занимает особое место в исламской культуре и обряде хаджа. Он имеет неправильную яйцевидную форму и находится в восточном углу Каабы. Его черный цвет также имеет гиацинтовый оттенок и окроплен пятнами красного и желтого цветов[1]. Говорят, что он почернел вследствие двух пожаров — одного в доисламскую эпоху и второго во время правления Йазида ибн Му‘авии[2]. Согласно религиозным преданиям, когда пророк Ибрахим строил Каабу, архангел Джибриль принес ему этот камень из рая, чтобы он положил его в углу Каабы, и чтобы он стал начальной точкой для совершения обхода во время хаджа[3].

В Священном Коране нет никаких упоминаний о Черном камне, но согласно преданию от Имама Садика, о нем, как об одном из ясных Божьих знамений, указывается в 97-м айате суры "Семейство ‘Имрана"[4].

В шиитских преданиях встречаются интересные сообщения о Черном камне. В одном из них говорится, что ал-Хаджар ал-асуад изначально был ангелом, которые раньше всех остальных ангелов принял завет Божий, и Господь определил его хранителем всех своих созданий и вверил ему завет всех своих рабов, а зачем вменил всем им ежегодно приходить к этому хранителю Божьего завета, чтобы заверить свою верность завету. Поэтому Господь определил его жить в раю вместе с Адамом, чтобы напоминать ему о завете. Но когда Адам ослушался и был выслан из рая на землю, Господь превратил этого ангела к нему в виде белого жемчуга, и он напомнил Адаму о забытом им завете. Тогда Адам стал носить этот жемчуг с собой, пока не пришел на территорию Мекке, и когда построил Каабу, то положил его в ее стену. В Судный день Черный камень будет свидетелем в пользу тех, кто пришел к нему и обновил свой завет[5]. Также говорят, что изначально цвет ал-Хаджар ал-асуада был белее молока и ярче солнца, но со временем он почернел от грехов людей, дотрагивавшихся до него[6]. В другом предании сказано, что Черный камень хранился как аманат на горе Абу Кабис, и когда пророки Ибрахим и Исма‘ил стали заново строить Каабу, этот аманат был возвращен на свое прежнее место[7]. Также есть предание, который гласит, что когда Мухаммад ибн Ханафийа и Имам Саджаб стали спорить об имамате, Черный камень голосом засвидетельствовал, что после Имама Хусайна имамат возлагается на Имама Садика[8]. В преданиях также говорится и о том, что необходимо молиться у Черного камня, дотрагиваться до него, целовать и обновлять завет единобожия, беря его себе в свидетели[9].

Основываясь на имеющихся преданиях, факихи считают Черный камень начальной и финальной точкой обхода Каабы во время хаджа, а прикосновение к нему и целование — желательным[10]. Никогда на протяжении истории, и даже в доисламскую эпоху, а в то время Черный камень был в особом почете, он не был объектом поклонения и не входил в число идолов. Он всегда был символом чистого единобожия и отрицания многобожия[11]. Некоторые даже называют его "ал-Хаджар ал-ас‘ад" (Счастливейший камень). Согласно Ибн Захире[12], если слово "асуад" является производным от слова "саудад", что означает "главенство", "первенство", то выражение "ал-Хаджар ал-асуад" означает камень, который превосходит все остальные камни.

Когда во времена джахилии жители Курайша решили реконструировать Каабу, каждое племя хотело, чтобы именно ему была оказана честь положить Черный камень на свое место. Но когда между ними усилились споры, его светлость Мухаммад, который был тогда очень молод, предложил не по годам мудрое решение, которое удовлетворило представителей всех племен, так как они все приняли участие в том, чего хотели[13].

В 64-м году лунной хиджры ‘Абд Аллах ибн Зубайр вместе со своими сторонниками укрылся в Каабе от воинов Йазида ибн Му‘авии, и те вероломно подожгли ее. Во время пожара пострадала некоторая часть Каабы, а Черный камень разломался на три части. Позже ‘Абд Аллах ибн Зубайр скрепил эти три части воедино и обрамил в серебро[14]. Его считают первым, кто принял такую меру[15]. После этого события по предложению ‘Абд Аллаха ибн Зубайра Кааба была реконструирована. Однако в этом случае учёные расходятся во мнении касательно того, кто водрузил Черный камень на свое место[16]. Согласно некоторым преданиям, ‘Абд ал-Малик ибн Марван, омейядский халиф, также занялся реконструкцией Каабы, а ал-Хаджар ал-асуад был положен на прежнее место Имамом ‘Али ибн Хусайном[17].

С течением времени серебряная оправа, сделанная по предложению ‘Абд Аллаха ибн Зубайра истончилась. Поэтому аббасидский халиф Харун ар-Рашид приказал алмазом просверлить соседние камни и наполнить их серебром, чтобы они плотно удерживали Черный камень[18].

В 317 году лунной хиджры карматы, ведомые Абу Тахиром, напали на Мекку, учинили в ней резню и похитили Черный камень. Абу Тахир забрал его с собой в Хаджар (ныне Ахса, с прошлом столица Бахрейна), и только в 339 году он был возвращен на место за огромный выкуп.

Существует несколько версий о том, каким образом Черный камень был возвращен на свое место[19]. В том числе пишут, что аббасидский халиф ал-Мути‘ выкупил его у карматов за 30 тысяч дынаров[20]. Но эту версию считают недостоверной. По другой версии, когда Баджкам Турки (Макани), багдадский эмир при аббасидских халифах ар-Ради и ал-Муттаки, предложил карматам вернуть Черный камень за 50 тысяч динаров, но они отказались[21]. Однако Курди и вовсе отрицает то, что карматы получили какую-либо плату за Черный камень[22]. Он утверждает, что после смерти Абу Тахира карматам стало ясно, что они не достигнут своей цели. И потому в день праздника Жертвоприношения 339 года лунной хиджры Санбар ибн Хасан вернул Черный камень, который все это время хранился у них в серебряной оправе, и в присутствии главы Мекки положил его на свое место[23]. Через несколько месяцев после этого события в 340 году смотрители Каабы вынули Черный камень и, смастерив новую серебряную оправу, зафиксировали его более плотно. Однако эта оправа была снята в 585 году по приказу главы Мекки Давуда ибн ‘Исы Хасани[24].

В 363-м году лунной хиджры некий мужчина из Византии получил приказ за большую награду украсть Черный камень. Прибыв в Мекку в одеянии бедняги, он стал обходить вокруг Каабы. Заметив, что лишь пару человек заняты молитвой, он вынул маленькую кирку и стал выскабливать Черный камень. Услышав шум, некий йеменец подошел к нему сзади и сильно ранил его ножом. Затем сбежалась толпа людей и, вытащив его за территорию Запретной мечети, сожгли его на костре[25].

Сообщается, что в 413 году лунной хиджры некий мужчина нанес по Черному камню несколько ударов палицей, в результате чего от него откололись мелкие осколки[26]. Ибн Асир приводит этот рассказ в событиях 414 года, и сообщает, что этот мужчина был из неверующих Египта, и что мекканцы сожгли его и его соумышленников на костре[27]. После этого представители рода Бани Шайба собрали мелкие и крупные осколки камня и скрепили их воедино[28]. Ссылаясь на Батнуни, автора книги "ар-Рихла ал-хиджазийа", Курди указывает, что это событие произошло в 411 году, и добавляет, что по мнению некоторых специалистов, один из Фатимидских правителей Египта, стремясь к тому, чтобы люди отвернулись от Каабы и обратились к его мечети в Каире, послал этого человека в Мекку в приказом уничтожить Черный камень[29]. Также в 990 году лунной хиджры некий перс нанес удар по Черному камню палицей, и был убит на месте[30].

Во время реконструкции Каабы в эпоху османида Султан Мурада в 1040 году лунной хиджры Черный камень разломался на четыре куска. В результате различных изучений был создан особый сплав, с помощью которого эти куски были соединены. После этого Черный камень вновь был водружен на свое место[31].

Как пишет Азраки, второй халиф ‘Умар сказал, что он знает, что камень сам по себе не может принести пользы или вреда, но поскольку он своими глазами видел, как Пророк целовал Черный камень, постольку и он, следуя Пророку, целует его[32]. В шиитских книгах приводятся также изречения Имама ‘Али об этом[33].

Библиография

‘Абд ар-Рахман Джазири. Китаб ал-фикх ‘ала ал-мазахиб ал-арба‘а. Стамбул. 1984 г.

‘Абд ас-Салам ибн Са‘ид Сахнун. ал-Мудаввана ал-кубра. Каир. 1323 г.л.х.

‘Али Асгар Марварид. Кавамис ал-хадж. Тегеран. Марказ бухус ал-хадж ва ал-‘умра. 1406г.л.х.

‘Али Хусни Харбутли. Тарих ал-Ка‘ба. Бейрут. 1991 г.

Ахмад ибн Мухаммад Мукаддас Ардабили. Маджма‘ ал-фа’ида ва ал-бурхан фи шарх Иршад ал-азхан. Кум. 1409 г.л.х.

Диххода.

Зайн ад-Дин ибн ‘Али Шахид Сани. ар-Рауда ал-бахийа фи шарх ал-Лам‘а ад-димашкийа. Наджаф. Мухаммад Калантар. 1398 г.л.х.

Йахйа ибн Шараф Навави. ал-Маджму‘: шарх ал-Мухаззаб. Бейрут. Дар ал-фикр.

Ибн Асир.

Ибн Бабавайх. Китаб ман ла йахдуруху ал-факих. Кум. ‘Али Акбар Гифари. 1404 г.л.х.

Ибн Захира. ал-Джами‘ ал-латиф фи фадл Макка ва ахлиха ва бина’ ал-Байт аш-шариф. Каир. ‘Али ‘Умар. 2003 г.

Ибн Кудама. ал-Мугни. Бейрут. Дар ал-китаб ал-‘араби.

Ибн Ханбал. Муснад. Бейрут. Дар садир.

Ибн Хишам. Сират ан-Наби. Каир. Мухаммад Мухй ад-Дин ‘Абд ал-Хамид. 1963 г.

Кулайни.

Маджлиси.

Мухаммад Джаввад Мугнийа. ал-Фикх ‘ала ал-мазахиб ал-хамса: ал-джа‘фари, ал-ханафи, ал-малики, аш-шафи‘и, ал-ханбали. Бейрут. 1984 г.

Мухаммад ибн ‘Абд Аллах Азраки. Китаб ахбар Макка шарафаха Аллах Та‘ала ва ма джа’а физа мин ал-асар. Гёттинген. 1275 г.

Мухаммад ибн Ахмад Сарахси. ал-Мабсут. Бейрут. 1986 г.

Мухаммад ибн Ахмад Фаси. Шифа’ ал-‘изам би-ахбар ал-балад ал-харам. Бейрут. Дар ал-китаб ал-‘илмийа.

Мухаммад ибн Мас‘уд ‘Аййаши. ат-Тафсир. Кум. Хашим Расули Махаллати. 1380-1381 г.с.х.

Мухаммад Тахир Курди. ат-Тарих ал-кавим ли-Макка ва Байт Аллах ал-карим. Бейрут. 2000 г.

Са‘ид ибн Хибат Аллах Раванди. ал-Хаваридж ва ал-джаварих. Кум. 1409 г.л.х.

Табари. Тарих. Бейрут.

Фаузийа Хусайн Матар. Тарих ‘имарат ал-Харам ал-макки аш-шариф ила нихайат ал-‘аср ал-‘аббаси ал-аввал. Джидда. 1982 г.

Хусайн ‘Абд Аллах Бисламих. Тарих ал-Ка‘ба ал-му‘аззама: ‘имаратуха ва кисватуха ва саданатуха. Каир. Йахйа Хамза Вазана. 2000 г.

Наргис Парвази Изади

Источник: Энциклопедия исламского мира

 


[1] Харбутли. С. 21.

[2] Азраки. С. 32.

[3] Там же. С. 31-32; Табари. Т. 1. С. 251.

[4] ‘Аййаши. Т. 1. С. 187; Кулайни. Т. 4. С. 223.

[5] Кулайни. Т. 4. С. 185-186.

[6] Там же. Т. 4. С. 191; Ибн Ханбал. Т. 1. С. 307, 329.

[7] Кулайни. Т. 4. С. 205.

[8] Там же. Т. 1 .С. 348.

[9] См.: Там же. Т. 4. С. 402-404; Ибн Бабавайх. Т. 2. С .531; Маджлиси. Т. 96. С. 216-228.

[10] Сахнун. Т. 1. С. 396; Сарахси. Т. 4. С. 9; Ибн Кудама. Т. 3. С. 384; Навави. Т. 8. С. 13; Шахид Сани. Т. 2. С. 262; Мукаддас Ардабили. Т. 7. С. 166; Джазири. Т. 1. С. 655-658; Мугнийа. С. 236.

[11] Курди. Т. 2. Ч. 3. С. 241; Марварид. С. 846.

[12] С. 41.

[13] См.: Ибн Хишам. Т. 1. С. 127; Азраки. С. 109-110; Табари. Т. 2. С. 289-290; Кулайни. Т. 4. С. 217.

[14] Азраки. С. 138-140; Матар. С. 101-102.

[15] Курди. Т. 2. Ч. 3. С. 261; Хусайн ибн ‘Абд Аллах Бисламих. С. 114.

[16] Азраки. С. 140-144; Матар. С. 103-109.

[17] Кутб Раванди. Т. 1. С. 268.

[18] Фаси. Т. 1. С. 193; Курди. Т. 2. Ч. 3. С. 262; Матар. С. 109.

[19] Курди. Т. 2. Ч. 3. С. 262-264.

[20] Фаси. Там же; Курди. Т. 2. Ч. 3. С. 262.

[21] Фаси. Там же; Курди. Там же.

[22] Т. 2. Ч. 3. С. 263.

[23] Фаси. Там же; Курди. Т. 2. Ч. 3. С. 263-264; Хусайн ибн ‘Абд Аллах Бисламих. С. 115-118.

[24] Фаси. Т. 1. С. 193-194; Курди. Т. 2. Ч. 3. С. 264.

[25] Курди. Там же; Хусайн ибн ‘Абд Аллах Бисламих. С. 119.

[26] Фаси. Там же; Курди. Там же.

[27] Т. 9. С. 332.

[28] Фаси. Там же; Курди. Там же; Хусайн ибн ‘Абд Аллах Бисламих. С. 119-120.

[29] Т. 2. Ч. 3. С. 265.

[30] Курди. Там же; Хусайн ибн ‘Абд Аллах Бисламих. С. 120.

[31] Курди. Там же.

[32] С. 234.

[33] Маджлиси. Т. 96. С. 216-217.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...