Метод комментирования Корана в традиции Ахл ал-Бейт (мир им)

Опубликовано в Разные статьи

Священный Коран — всеобщая и вечная книга, объектом обращения которой являются все человечество; книга, которая убеждает и наставляет людей следовать указанному ею пути, приводя к тому веские аргументы и будучи как светом, так и средством освещения и разъяснения всего сущего. И конечно подобная книга не нуждается в том, чтобы ее освещали и разъясняли другие.

Коран, доказывая то, что он не является словом человеческим [1], говорит, что это книга гармоничная, в которой нет никаких противоречий; все противоречия —  кажущиеся и устраняются путем размышлений над нею; и если это не было Словом Аллаха, дело обстояло бы иначе. Когда бы ниспосланное Слово не было от Аллаха, оно всенепременно нуждалось бы в других словах или в других людях, то есть не являлось бы само по себе неопровержимым доводом.

Если кто-либо возражающий  найдет противоречивый момент, который разрешается не посредством текста самого Корана, но иным путем — например, со ссылкой на досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), то этот человек не станет сомневаться в непогрешимости и правдивости его Светлости и будет удовлетворено. Другими словами, в случае мнимых противоречий изложение Пророка (да благословит Аллах его и его род!) без обращения к Корану признается теми, кто верит в пророческую миссию и непогрешимость его Светлости. А айат — «Неужели же не задумаются они над [смыслом] Корана? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то обнаружили бы они в нем уйму противоречий» (К, 4:82) — обращен к противникам призыва и к тем, кто не верит в пророчество и непогрешимость Его Светлости, кому слова Его Светлости кажутся неубедительными без коранических аргументов.

С другой стороны, Коран свидетельствует об аргументированности толкований досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), а Пророк подтверждает аргументированность толкований членов своего Семейства.

Предварительный вывод заключается в том, что в Коране некоторые айаты должны быть истолкованы через другие айаты. При этом Пророк (да благословит Аллах его и его род!) и члены его Семейства выступают в роли непогрешимых учителей, чьи толкования ничем не противоречат тем толкованиям, что сделаны путем сравнения коранических айатов друг с другом.

Выводы из вышеизложенных рассуждений

Из предыдущей главы напрашивается вывод о том, что реальное толкование Корана — это такое толкование, которое достигается путем размышления над айатами и посредством использования одних айатов для трактовки других.

Другими словами, для трактовки коранических Откровений мы должны следовать одним из трех путей:

  1. трактовка каждого айата по отдельности — с использованием научных и иных средств, которыми мы располагаем;
  2. трактовка айата через свидетельство Непорочного, дошедшее в составе хадиса и имеющее прямое отношение к данному айату;

 

  1. трактовка айата при помощи размышлений над ним и путем поиска смысла с использованием совокупности других айатов, а также при возможности — с использованием  свидетельств, почерпнутых из преданий (ахбар).

Третий путь — это тот самый метод, о котором мы говорили в предыдущей главе и на который в своем учении указали досточтимый Пророк (да благословит Аллах его и его род!) и члены его Семейства – Ахл ал-Бейт (мир им). Как изрек досточтимый Пророк (да благословит Аллах его и его род!), «некоторые из них (айатов. — пер.) ниспосланы для подтверждения других», а, по словам Повелителя правоверных ‘Али, «некоторые из них говорят и свидетельствуют о (верности. — пер.) других».

Таким образом, данный путь отличается от того пути, который описан в  известном хадисе Пророка: «Каждый, кто ком­ментирует Коран согласно своему мнению, уготовит себе место в адском огне».  Коран должен комментироваться на основе самого Корана, а не на основе личных воззрений комментатора.

Первый из трех указанных методов не заслуживает доверия, он обусловлен мнением комментатора — за исключением моментов, когда он совпадает с третьим путем.

Второй метод использовали исламские ученые-богословы на заре ислама; он использовался на протяжении долгих веков; среди  ахбаритов (Ахл ал-хадис – сторонников предания) практикуется и поныне. Однако это ограниченный метод, в то время как потребности – неограниченны. По поводу сотен айатов у нас возникнут сотни научных и иных вопросов. И откуда же нам брать ответы?

Следует ли нам обращаться к хадисам? Ведь общее количество признаваемых суннитами так называемых «хадисов Пророка», комментирующих айаты Корана, не превышает 250, не говоря уже о том, что многие из них являются слабыми (сомнительными), а часть — неприемлема. А если учитывать хадисы Ахл ал-Бейт (мир им), сохранившиеся в шиитских источниках, то их наберется несколько тысяч; и среди них встречается большое количество достоверных хадисов. Тем не менее, и этого количества для ответа на неограниченное количество вопросов недостаточно. Кроме того, по поводу целого ряда коранических айатов нет никаких указаний в хадисах.

Следует ли для решения проблем обратиться к близким по содержанию айатам, что в контексте данного метода не одобряется? Или вовсе отказаться от рассуждений? В таком случае, как следует понимать смысл айата: «Ведь ниспослали Мы тебе Писание в разъяснение всего сущего» (К, 16:89)? И что означают фразы: «Неужели же не задумаются они над [смыслом] Корана?» (К, 4:82)  ; «[Коран этот] – Писание благословенное, ниспослали Мы его тебе, чтобы размышляли [люди] над айатами его, а обладающие разумом обращались к нему [как к наставлению]» (К, 38:29) ? И что можно сказать по поводу айата: «Неужели не призадумались они о Слове? Или же им было возвещено то, что не было провозглашено их праотцам?» (К, 23:68) 

И как понимать свидетельства достоверных хадисов, полученные от досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и от Имамов Ахл ал-Бейт (мир им!), в которых людям рекомендуется при всех трудностях обращаться к самому Корану?

С позиции последователей данного метода размышление над Кораном, которое согласно требованиям многих айатов признается всеобщей задачей, является неуместным.

Между тем, в хадисах досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и в частых сообщениях (ахбар) о досточтимом Пророке (да благословит Аллах его и его род!) и Имамах Ахл ал-Бет (мир им!) верующим вменяется в обязанность для определения достоверности хадисов обращаться к Книге Аллаха: любой хадис должен поверяться текстом Корана: если он соответствует Книге, то должен применяться на практике, в обратном случае его сле­дует отвергнуть.

Содержание хадиса является правильным лишь в том случае, если оно подтверждается кораническим Откровением (айатом), тогда результатом правильного содержания хадиса станет верное толкование айата.

Предания (ахбар) является наилучшим подтверждением того, что айаты Священного Корана, как всякое другое слово, указывают на конкретный смысл. Больше того: их указание является самостоятельным доводом, вне зависимости от наличия соответствующего предания.

Итак, обязанность комментатора заключается в том, чтобы, глубоко изучив хадисы досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и имамов из числа членов его Семейства (мир им!) и ознакомившись с их методом, затем согласно полученным из книг и предписаний навыкам приступить к комментированию Корана;  следует также пользоваться и преданиями, соответствующими содержанию конкретного айата.

Пример комментирования Корана посредством самого Корана

Всевышний Господь в нескольких местах Своего Слова говорит: «Бог — Творец всего сущего» (К, 39:62). То есть Он — Творец, всего, что характеризуется прилагательным «сущее», кроме Самого Аллаха. Данное утверждение встречается в Коране четырежды. Согласно смыслу этого айата, все творения суть Божьи создания, и их бытие — так же от Аллаха.

Конечно, не следует забывать о том, что сотни айатов Корана подтверждают наличие в мире причины и следствия, действия каждого действующего относят и к нему самому, считая эти действия атрибутами вещей: жар огня, способность земли плодоносить, вода, исходящая с небес в виде осадков, — все это считают принадлежащим огню, земле, воде; так и добровольные действия человека приписывают ему самому.

В результате совершающий любое действие считается обладателем данного действия. Но тем, кто придает бытию действительность — как действию, так и обладателю действия, является только Аллах.

Господь говорит:

«[Аллах] сделавший прекрасным все сущее» (К, 32:7).

При совместном рассмотрении данного айата с предыдущим, красота и творение идут в сочетании друг с другом: все, что мире обладает бытием, наделено и красотой.

Не следует также забывать и о том, что Коран во многих айатах подтверждает наличие добра наряду со злом, выгоды наряду с убытком, хорошего наряду с плохим, красоты наряду с уродством, и многие действия и явления считает уродливыми и скверными. Однако все эти виды уродства, злости и неприятности однозначно появляются путем сравнения и сопоставления, обладая относительным и сравнительным, а не сущностным бытием.

Например, змея и скорпион являются вредоносными животными по отношению к человеку и животным, но не по отношению к камню или почве. Горький вкус и зловоние падали тоже неприятны в первую очередь человеку. Некоторые действия и поступки не годны общественному строю, но это верно не для всех сообществ.

Действительно, стоит на мгновение отвлечься от сравнений, как увидим лишь изумительное и ослепительное бытие. Прекрасные проявления бытия не поддаются никакому описанию, ибо само описание является прекрасным изложением мира бытия.

И цель упомянутого благословенного айата заключается в том, чтобы люди отреклись от относительной и сравнительной уродливости и красоты и обратили свое внимание на Абсолютную Красоту, снабдили свой разум возможностью видеть общее и универсальное.

И в других айатах Священный Коран всякую красоту и совершенства считает производным от Высшей Субстанции. Так, сказано:

«[Вечно] живой Он, нет Бога, кроме Него» (К, 40:65);.

«Могущество принадлежит одному Аллаху» (К, 2:165);.

«Воистину, все величие — у Аллаха» (К, 4:139);.

«Аллах — Тот, кроме Которого, нет божества и у Которого имена наилучшие» (К, 20:8)..

Следовательно, истинная сущность всех прекрасных проявлений мира бытия принадлежит Высшей Субстанции, а всему остальному не остается ничего, кроме дозволенного Им на ограниченное время великолепия.

Данное высказывание подтверждается другим кораническим айатом, в котором говорится, что великолепие и совершенстве во всех творениях бытийного мира являются ограниченными и конечными, а все неограниченное и бесконечное находится у Самого Аллаха:

«Воистину, сотворили Мы все сущее, соблюдая пропорции» (К, 54:49).

В другом айате сказано:

«Нет благ мирских, коих не было бы припасено у Нас, и дарим Мы их только мерой определенной» (К, 15:21).

С признанием этой коранической истины человек обнаруживает себя перед бесконечным великолепием и совершенством, которые окружают его со всех сторон, и в которых нет ни следа пустоты. Тогда он забывает обо всех иных прелестях и совершенствах, а также о самом себе, хотя и сам является одним из этих знамений, и в результате очаровывается и искренне увлекается бесконечным великолепием и совершенством. Как сказано в благословенном айате:

«Тот, кто уверовал, любит Господа сильнее всего» (К, 2:165).

Следовательно, как подобает искренно влюбленному и увлеченному, он подчиняет свою волю Всевышнему Господу, стремится оказаться под Его абсолютной заботой, желает попасть под Его покровительство и вверить себя Его руководству. Сказано:

«Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Ведет Он их от мрака к Свету» (К, 2:257).

А другой благословенный айат гласит:

«Разве тот, кто был подобен мертвецу, коего пробудили Мы и коему даровали Свет, который понес он людям, равен тому, кто погружен во мрак и не может выйти из него?» (К, 6:122).

А в другом айате говорится:

«Начертал Аллах Веру в сердцах их и укрепил их духом, от Него [низведенным]» (К, 58:22).

Таким людям Аллах прививает Свет (для особого понимания и реалистичности), силой которого они могут определить в обществе путь достижения счастливой жизни.

В другом айате говорится о путях приобретения подобного Света:

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и уверуйте в Посланника Его, и одарит Он вас вдвойне по милости Своей, даст вам Свет, который будет освещать путь [ваш], и ниспошлет вам прощение [Свое]» (К, 57:28).

А вера в досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) в другом айате характеризуется как подчинение ему и следование за ним:

«Скажи: “”Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] возлюбит Он вас и простит грехи ваши» (К, 3:31).

В другом айате разъясняются основы подобного следования:

«Которые следуют за Посланником, Пророком, который не учился ни у кого [из людей этого мира], имя которого находят в Торе и в Евангелии, который призывает вершить добро и осуждает зло, объявляет дозволенным благое и запрещает скверное, освобождает от бремени и оков, наложенных прежними религиями. А те, которые уверовали в него, поддерживали его, помогали ему и следовали за Светом, который был ниспослан ему, - вот они-то и есть спасшиеся» (К, 7:157).

В другом айате, который служит в качестве толкования данного айата, вопрос о следовании изложен более отчетливо:

«Обрати свой лик к религии, исповедуя Единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (К, 30:30).

Согласно требованиям этого айата, полная программа ислама соответствует требованиям Творения, то есть правилам и законам, к которым направлена сама природа человека.

И Господь в другом месте говорит:

«Клянусь земле и Тем, Кто простер ее! Клянусь душой человеческой и Тем, кто сотворил ее и придал ей соразмерность. Кто внушил е и грехи ее, и благочестие ее. Преуспел тот, кто душой очистился. Проиграл тот, кто [злое] в душе скрыл!» (К, 91:6-10).

Коран единственная из небесных Книг, которая считает счастливую жизнь человека эквивалентной незапятнанному и чистому образу жизни естественного (подлинного) человека; вопреки всем прочим учениям и программам, что ставят знак разницы между верой в Аллаха и другими направлениями жизнедеятельности человека, вмешивается во все индивидуальные и общественные сферы его жизни, снабжая его подходящими и реальными установками, и фактически поручает индивидов миру и мир — индивидам, а обоих их — Господу.

Священный Коран говорит о многих формальных и духовных качествах, которые должны быть присущи сподвижникам на пути Господа и Его друзьям на почве убежденности, однако более подробное разъяснение этих тезисов в данной главе не представляется возможным.

Смысл утверждения о том, что разъяснения Пророка
(да благословит Аллах его и его род!) и имамов (мир им!) являются неопровержимым аргументом

По свидетельству самого священного Корана, разъяснения досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и уважаемых Ахл ал-Бейт  (мир им!), как нами уже было отмечено, при комментировании коранических Откровений (айатов) являются неопровержимым аргументом.

Данное свойство отчетливо подтверждается устными и ясными высказываниями как самого досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), так и Имамов из числа Ахл ал-Бейт (мир им).

Но есть предания (ахбар), которые не относятся к категории не подлежащих сомнению и называются единичными (вахид). Относительно того, служат ли они доводом или нет, среди мусульман существуют разногласия; принятие подобного хабара в качестве довода зависит от лица, которое занимается комментированием. Единичные предания вполне применимы для суннитов, которые расценивают их как правильные сообщения (сахих). А шииты, согласно фикху, считают, что единичный хабар является доводом только при рассмотрении установок Шариата, а в иных случаях он не пользуется доверием.

Напоминание:

Так как под словом «тафсир» (комментарий) имеются в виду аргументированные выводы о смысле айата, то «рассуждением по тафсиру» называется такое рассуждение, которое может оказать влияние на выводы относительно смысла айата. А рассуждения, не имеющие влияния на выводы о смысле айата (например, рассуждения по стилистике, чтению и по художественным аспектам), не могут быть приняты в качестве рассуждений по тафсиру Корана.

Перевод М. Махшулова

Из книги Мухаммада Хусейна Табатабаи «Коран в Исламе»[2]

 


[1] Коран, 4: 82.

[2] Мухаммад Хусайн Табатабаи. Коран в Исламе. Санкт-Петербург: «Петербургское востоковедение», Фонд исследований исламской культуры, 2011.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...