Среди предписывающих айатов Корана есть и такие, которые после своего ниспослания заняли место ранее ниспосланных и применяемых на практике предписаний и тем самым аннулировали их. Прежние айаты при этом называются отмененными (мансух), а новые айаты, предписания которых стали обязательными, — отменяющими (насих). Например, в начальный период пророческой миссии мусульманам было предписано жить с «людьми Писания» в мире и согласии. Об этом было сказано в айате:
«Простите их и отвернитесь от них, пока не явит вам Господь повеление Свое» (К, 2:109).
Однако по истечении времени было ниспослано другое предписание — айат «О сражении» (Айат ал-китал), отменивший предписание о мире согласии. Как сказано в этом айате:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Бога, ни в день Судный, кто не считает запретным то, что запретили Бог и Посланник Его» (К, 9:29).
Обычно отмену понимают в том смысле, что с учетом некой целесообразности устанавливается конкретно взятое предписание, согласно которому следует действовать, но через некоторое время его аннулируют — ввиду ошибочности данного предписания и взамен устанавливают другое. Такую отмену, понимаемую обыденно и основанную на невежестве и незнании, нельзя отнести к Всевышнему Аллаху — Совершенной Сущности, которой чужды такие качества. Подобное предписание не встречается и в Священном Коране, среди айатов которого нет ни одного противоречия.
Отмена (насх) в Священном Коране означает конец срока действия отменяемого предписания; в том смысле, что целесообразность принятия и установки прежнего предписания была ограниченной и временной. Поэтому через некоторый период возникает целесообразность принятия второго предписания, в котором объявляется об окончании срока действия первого. С учетом того, что Священный Коран был ниспосылаем постепенно (в течение двадцати трех лет), наличие в нем такого рода предписаний вполне естественно.
Тем более, в условиях отсутствия нужды в наличии постоянного предписания нет ничего предосудительного в принятии временного предписания, которое в случае надобности может быть заменено новым и постоянным. Этим и объясняется наличие в Коране отмененных и отменяемых предписаний.
Всевышний Аллах говорит:
«Когда один айат Мы заменяем другим, — а Аллах лучше знает то, что ниспосылает, — говорят [Мухаммаду неверные]: "Воистину, выдумщик ты". На самом деле не ведает [Истины] большинство неверных. Скажи [им, Мухаммад]: "Принес его (т. е. Откровение) как Истину Дух Святой [1] от Господа твоего, чтобы укрепить уверовавших в Вере [благочестивой], указать им путь прямой и объявить весть добрую в Коран уверовавшим!"» (К, 16:102) [2]
В связи с тем, что Священный Коран — книга всеобщая и вечная, он действует во всех временных интервалах и соответствует будущему и прошедшему временам, равно как настоящему. Например, обязанности, наложенные на верующих в период ниспослания Священного Корана, действуют и для верующих, которые впоследствии окажутся в аналогичных условиях. И айаты, в которых поощряются или упрекаются обладатели тех или иных качеств, и айаты, в которых содержатся добрые вести или устрашения в адрес носителей каких-либо качеств, действенны по отношению к ним во всех пространственно-временных ситуациях.
Следовательно, действие айата никогда не ограничивается моментом его ниспослания. А значит: айат, ниспосланный относительно какого-либо лица или группы лиц, не застывает в рамках времени своего ниспослания, распространяясь на все другие временные интервалы, имеющие общие свойства и особенности с моментом его ниспослания. Данное свойство айатов в преданиях традиционно называется «действенностью».
Согласно преданию, пятый имам Мухаммад ал-Бакир [3] (мир ему!) изрек: «Если айат, ниспосланный для какого-либо народа, умрет в случае гибели этого народа, то от Корана ничего не останется. Но Коран имеет силу действия целиком, пока существуют небеса и земля, и для каждого народа существуют айаты, которые читают и из которых извлекают пользу» [4].
Также и в некоторых других хадисах названа действенностью [5] способность айатов применяться ко всем моментам, выявленным в результате анализа.
Перевод М. Махшулова
Из книги Мухаммада Хусейна Табатабаи «Коран в Исламе»[6]
[1] Дух Святой (Рух ал-Кудус) — согласно мусульманским комментариям, это эпитет ангела Джибрила (Джабраила. — М. М.), который приносит пророкам Откровение от Аллаха.
[2] Коран, 16: 102 (*).
[3] Пятый Имам — Абу Джа’фар Мухаммад б. ‘Али ал-Бакир (ум. 732); пятый имам мусульман-имамитов (двунадесятников), в силу глубочайших познаний в области толкования религиозных истин прозванный «Бакир» («Вскрывающий [сущность знаний]»).
[4] Тафсир-и ‘Айаши (Кумское издание). Ч. 1. С. 10.
[5] Там же. Ч. 1. С. 11. Предание Пятого Имама (мир ему!) устами Фадила.
[6]Мухаммад Хусайн Табатабаи. Коран в Исламе. Санкт-Петербург: «Петербургское востоковедение», Фонд исследований исламской культуры, 2011.