Рецитация Корана, его заучивание наизусть и изложение

Опубликовано в Разные статьи

Как уже было указано, в период жизни досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) рецитацией Корана и его изучением Медине была занята организованная группа людей. Они, слыша из уст досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) ниспосылаемые айаты, зачастую тут же читали их в его присутствии.

Некоторые из них в области обучения Кораном и в сфере его изучения были весьма сведущими. И те, кто учился у них, стремились сохранить и передать стиль рецитации учителя.

Того же требовала и фактическая ситуация, ибо, с одной стороны, для записи текстов использовался каллиграфический стиль куфи, лишенный точек и огласовок, а значит — каждое слово можно было прочитать по-разному; с другой стороны, народные массы были неграмотными и  могли сохранить кораническое слово только путем запоминания и устной передачи услышанного. Посему данный метод стал общепринятой традицией, которая сохранилась и в последующие эпохи.

Поколения чтецов Корана

Первым поколением чтецов Корана принято считать сподвижников Пророка (да благословит Аллах его и его род!), которые в его эпоху занимались изучением, запоминанием Священного Корана и обучением других. Некоторые из них (среди прочих была и женщина по имени Умм Варка, дочь ‘Абдаллаха б. Харриса [1]) собрали весь текст Священного Корана.

Под собиранием текста Корана, которое приписывается в некоторых источниках четверым ансарам, а в некоторых других — пятерым, шестерым и даже большему числу сподвижников, подразумевается изучение и запоминание наизусть всего текста Священного Корана, а не запись и систематизация коранических сур и айатов.

По некоторым преданиям, досточтимый Пророк (да благословит Аллах его и его род!) поручил определить место каждой суры и айата Корана; правда, другие предания не разделяют данного утверждения.

По свидетельству некоторых ученых-богословов [2], преподаванием Корана занимались ‘Усман, ‘Али (мир ему!), Аби б. Ка’б, Зайд б. Сабит, ‘Абд Аллах б. Мас’уд и Абу Муса ал-Аш’ари.

Второе поколение состояло из учеников представителей первого поколения. Они в основном принадлежали к категории последователей сподвижников Пророка (таби‘ин). Самые известные из них занимались рецитацией и преподаванием Корана в городах Мекка, Медина, Куфа, Басра и в Шаме (Сирия), т. е. там, куда во время правления халифа ‘Усмана были разосланы копии канонической версии Корана.

Из этих лиц в Мекке жили ‘Убайд б. ‘Умайр, ‘Ата б. Аби Рийах, Таус, Муджахид, ‘Икрима, Ибн Аби Малика и другие.

В Медине — Ибн Мусайб, ‘Урва, Салим, ‘Умар б. ‘Абд ал-‘Азиз, Су­лайман б. Йасар, ‘Ата б. Йасар, Му’аз ал-Кари, ‘Абд Аллах б. А’радж, Ибн Шахаб аз-Зухри, Муслим б. Джандаб и Зайд б. Аслам.

В Куфе проживали ал-‘Алкама, ал-Асвад, ал-Масрук, ал-‘Убайда, ‘Амру б. Шархабил, Харис б. Кайс, Раби’ б. Хасим, ‘Амру б. Маймун, Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сулами, Зарр б. Хубайш, ‘Убайд б. Надла, Са’ид б. Джубайр, ан-Нах’и и Аш-Шу’би.

В Басре — Абу ‘Алийа, Абу Риджа’, Наср б. ‘Асим, Йахйа б. Йа’­мар, Хасан ал-Басри, Ибн Сирин и ал-Катада.

В Шаме (Сирии) находились Мугайрат б. Аби Шахаб — из числа сподвижников халифа ‘Усмана и Ибн Са’д — соратник Абу Дарда’, сподвижника Пророка.

Третье поколение, представители которого жили в первой половине II в. хиджры (VIII в.), состояло из группы выдающихся чтецов Корана, что были учениками представителей второго поколения.

В Мекке к этому поколению относились ‘Абд Аллах б. Касир (один из плеяды семи чтецов), Хамид б. Кайс ал-А’радж и Мухаммад б. Аби Мухайсан.

В Медине — Абу Джа‘фар Йазид б. Ка’ка’, Шайбат б. Насах и Нафи‘ б. На‘им (один из плеяды семи чтецов).

В Куфе — Йахйа б. Васаб, ‘Асим б. Аби-н-Наджуд (один из плеяды семи чтецов), Сулейман ал-А’маш, Хамза (один из плеяды семи чтецов) и ал-Касаи (также один из семерых чтецов).

В Басре — ‘Абд Аллах б. Аби Исхак, ‘Иса б. ‘Амру, Абу ‘Умар, Ибн ‘Ала’ (один из семи чтецов), ‘Асим ал-Джахдари и Йа’куб ал-Хазрами.

В Шаме (Сирии) — ‘Абд Аллах б. ‘Амир (один из семи чтецов), ‘Атийат б. Кайс ал-Калаби, Исма’ил б. ‘Абд Аллах б. Мухаджир, Йахйа б. Харис и Шарих б. Йазид ал-Хадрами.

Четвертое поколение включает учеников и носителей стиля рецитации третьего поколения, таких как Ибн ‘Аййаш, ал-Хафс, ал-Халаф, о которых далее будет сказано более подробно.

Пятое поколение состоит из людей, известных своими рассуждениями и сочинениями. Как утверждают, первым [3], кто занимался сочинением книг об искусстве рецитации, был Абу ‘Убайд Касим б. Салам. За ним последовали Ахмад б. Джубайр ал-Куфи, Исма‘ил б. Исхак ал-Малики, затем Абу Джа‘фар б. Джарир ат-Табари, ад-Даджуни и ал-Муджахид.

После них было написано множество книг и трактатов в стихах и прозе (авторства ад-Дани [4], аш-Шатиби [5] и др.).

Семеро чтецов Корана

Семеро из чтецов третьего поколения пользуются среди народа заслуженной славой, являясь примером для подражания и затмевая всех прочих. Семерых чтецов и их последователей следует перечислить в нижеследующем порядке:

1) Ибн Касир ал-Макки [6]; его последователями-рассказчиками (т. е. теми, кто передавал будущим поколению его стиль рецитации) в первом поколении были ал-Канбал и ал-Бази;

2) Нафи’ ал-Мадани [7]; его последователями-рассказчиками были ал-Калун и ал-Вараш;

3) ‘Асим ал-Куфи [8]; его последователями-рассказчиками являлись Абу Бакр Шу’бат б. ‘Аййаш и ал-Хафс. Ныне распространенный среди людей стиль рецитации Корана является стилем ‘Асима, переданным ал-Хафсом;

4) Хамзат ал-Куфи [9]; его непосредственными последователями-рас­сказчиками были ал-Халаф и ал-Халад;

5) Касайи ал-Куфи [10]; его последователями-рассказчиками были ад-Ду­ри и Абу-л-Харис;

6) Абу ‘Амр б. ‘Ала’ ал-Басри [11] и его непосредственные последова­тели-рассказчики ад-Дури и ас-Сиваси;

7) Ибн ‘Амир [12] и его непосредственные последователи-рассказчи­ки Хишам и Ибн Закван [13].

За семеркой чтецов следует прославленная тройка, а именно: Абу Джа‘фар [14], Йа‘куб [15] и Халаф [16].

Сохранились рассказы и о других стилях рецитации, в том числе о редких стилях чтения Корана, которые не пользовались достаточной популярностью. Известны также предания о различных стилях рецитации имамов из числа членов Семейства (мир им!), но есть ахбар, по которому имамы рекомендуют следовать популярным стилям рецитации.

Большинство ученых-теологов считают стилистику семерых чтецов дошедшей и сохранившейся от времен Пророка. Некоторые даже думают, что известный хадис — «Коран был ниспослан с опорой на семь слов»  — является указанием на значимость семерых упомянутых чтецов.

Заркаши в своей книге Бурхан («Доводы») говорит: «Истина заключается в том, что стили чтения семи чтецов шли до нас последовательно — от поколения к поколению. Их принадлежность к досточти­мо­му Пророку (да благословит Аллах его и его род!) нуждается в обдумывании. Ибо ссылки на семерых чтецов встречаются в книгах, посвященных рецитации, и все эти ссылки ранее были переданы от одного лица к другому».

А ал-Макки [17] замечает: «Тот, кто думает, что чтение семи чтецов, таких как Нафи’ и ‘Асим, означает те самые семь слов, о которых говорится в хадисе Пророка, допускает грубую ошибку. Ибо подобное утверждение означает, что чтение других лиц, кроме этих семерых, не является чтением Корана, а это большая ошибка! Ученые прежних времен, такие как Абу ‘Убайд Касим б. Салам, Абу Хатам ас-Сиджи­стани, Абу Джа‘фар ат-Табари, Исма‘ил ал-Кади и другие, что занимались собиранием и научным описанием различных стилей рецитации, приводили имена многих других чтецов, численность которых в несколько раз превосходит численность упомянутых семерых».

В 200 г. хиджры (816) наиболее популярным среди жителей Басры стилем рецитации был стиль чтения Абу ‘Умара и Йа‘куба, в Куфе наиболее чтили стиль Ибн Касира, а в Медине — стиль Нафи‘. Данная традиция продолжалось до тех пор, пока в 300 г. хиджры (913) Ибн Муджахид вместо имени Йа‘куба не установил имя Касайи.

Причина, по которой люди, не обращая должного внимания на стиль рецитации наилучших чтецов, внимали упомянутым семерым, заключалась в том, что ведущих чтецов стало много и это затрудняло как выбор среди многообразных стилей, так и процесс запоминания. И потому люди выбрали несколько стилей, близких по форме к каллиграфии Корана и более легких в запоминании.

Поэтому c учетом количества копий канонизированного (или кодифицированного) текста Корана, которые были разосланы в Мекку, Медину, Куфу, Басру и Шам (Сирию), в этих пяти городах были избраны пятеро чтецов, и стиль чтения каждого в соответствующем городе стал наиболее популярным. Так, Ибн Джубайр, подобно Ибн Муд­жахиду, написал книгу о рецитации Корана, в которой из семи выше­упомянутых чтецов назвал пятерых. Затем Ибн Муджахид и другие авторы выделили уже семерых чтецов — с учетом хадиса, повествующего о том, что ‘Усман отправил в Йемен и Бахрейн еще две копии Корана (количество копий ‘Усмана равнялось семи).

Однако в связи с отсутствием точных сведений об отправке двух копий канонизированного текста Корана в Йемен и Бахрейн к названным пятерым чтецам стали добавлять двоих чтецов из Куфы, таким образом общее количество стало равняться семи.

Возможно, данная цифра случайно совпала с цифрой, которая была указана в упомянутом хадисе («Коран был ниспослан с опорой на семь слов»), стала достоянием несведущих лиц и уже они невольно решили, что досточтимый Пророк (да благословит Аллах его и его род!) под «семью словами» подразумевал семерых чтецов.

В любом случае, достоверной рецитацией является такая, какая основывается на верном стиле чтения, соответствует правилам арабской словесности и каллиграфическим особенностям текста Корана.

А Кураб [18] в своей книге Масани отмечает: «Утверждение о том, что “необходимо крепко держаться за  стили рецитации семи чтецов в ущерб другим стилям”, не обосновано никакими установками или традициями. Просто некоторые современные авторы собрали вместе эти семь стилей рецитации, и те стали популярными. В результате возникло неверное предположение о недопустимости всех иных стилей рецитации Корана, кроме этих семи, тогда когда никаких словесных указаний об этом не существует».

Перевод М. Махшулова

Из книги Мухаммада Хусейна Табатабаи «Коран в Исламе»[19]

 

[1] Ал-Иткан. Т. 1. С. 74.

[2] В этой главе классификация по поколениям соответствует версии ас-Суйути, выдвинутой им в книге «Ал-Иткан». Для более детального ознакомления с биографией представителей этих поколений следует обратиться к книгам, посвященным передатчикам хадисов (примеч. автора).

[3] Райханат ал-адаб. Т. 2. С. 141; Ал-Иткан. Т. 1. С. 75.

[4] Ад-Дани, Абу ‘Амр ‘Усман б. Са‘ид ал-Андалуси  — известный чтец Корана, автор многочисленных произведений; умер в 1053 г. (примеч. автора).

[5] Аш-Шатиби — известный чтец и знаток Священного Корана, автор оды под названием «Шатибийа», посвященной рецитации и состоящей из 1120 двустиший; умер в 1194 г. в Каире (примеч. автора).

[6] ‘Абд Аллах б. Касир ал-Макки изучал рецитацию у сподвижника  ‘Абд Аллаха б. Сайиба, а тот — у Ибн ‘Аббаса и Повелителя Правоверных ‘Али (мир ему!); умер в Мекке в 120 г. хиджры (738) (примеч. автора).

[7] Нафи’ б. ‘Абд ар-Рахман б. На’им ал-Исфахани ал-Мадани, учился рецитации у Абу Маймуна, вольноотпущенника Умм Саламы, матери верующих (супруги Пророка. — М. М.); умер в 159 или 169 г. хиджры (776 или 786) в Медине (примеч. автора).

[8] ‘Асим б. Аби-н-Наджвад ал-Куфи, вольноотпущенник племени бану Джузайма, учился рецитации у Абу ‘Абда ар-Рахмана ас-Салми, который был учеником Повелителя Правоверных ‘Али (мир ему!), а также у Са’да б. Аййаса аш-Шайбани и Зарра б. Хубайша; умер в 129 г. хиджры (747) (примеч. автора).

[9] Хамзат б. Хабиб аз-Зайат ат-Тамими ал-Куфи — знаток фикха и чтец Корана; учился рецитации у ‘Асима, А’маша, ас-Саби’и, Мансура б. Му’а­т­та­ра, а также у имама Джа’фара ас-Садика; был сподвижником Его Светлости имама Джа’фара ас-Садика; автор многих сочинений; первый, кто написал метафорические трактовки айатов Корана; умер в 156 г. хиджры (773) (примеч. автора).

[10] ‘Али б. Хамзат б. ‘Абд Аллах б. Фируз ал-Фариси ал-Куфи ал-Багдади — один из ведущих знатоков грамматики и рецитации, учитель двух ‘аббасидских халифов ал-Амина и ал-Ма’муна. Изучал грамматику у Йунуса ан-Нахви и Халила б. Ахмада ан-Нахви ал-‘Аруди, а рецитацию — у Хамзата и Шу’бата б. ‘Аййаша; умер между 179—193 гг. хиджры (796—809) около города Рея во время путешествия в город Тус в свите халифа Харун ар-Рашида (примеч. автора).

[11] Абу ‘Амр аз-Заббан б. ‘Ала’ ал-Басри ал-Багдади — один из известных знатоков словесности своей эпохи, мастер рецитации; изучал рецитацию у последователей сподвижников Пророка (таби’ин); умер между 154—159 гг. (771—778) в Куфе (примеч. автора).

[12] ‘Абд Аллах б. ‘Амир аш-Шафи’и ад-Димишки, изучал рецитацию (как сказано в Ал-Иткане) у сподвижника Пророка Абу Дарда’ и у сподвижников халифа ‘Усмана; умер в Дамаске в 118 г. хиджры (736) (примеч. автора).

[13] Существуют разногласия относительно личностей названных последователей-рассказчиков каждого из семи чтецов Корана; в данной книге мы опирались на свидетельства книги «Ал-Иткан» (примеч. автора).

[14] Абу Джа’фар Йазид б. Ка’ка’ ал-Мадани — вольноотпущенник матери верующих, супруги Пророка Умм Саламы; изучал рецитацию у ‘Абд Аллаха б. ‘Аййаша ал-Махзуми, ученика Ибн ‘Аббаса, ученика Абу Хурайры, который считался непосредственным передатчиком стиля рецитации досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!); умер между 128—133 гг. хиджры (746—751) в Медине (примеч. автора).

[15] Йа’куб б. Исхак ал-Басри ал-Хазрами — один из ведущих знатоков фикха и словесности, рецитацию изучал у Салама б. Сулаймана, а тот — у ‘Асима, а тот у Сулами, а тот — у Повелителя Правоверных ‘Али (мир ему!); умер в 205 г. хиджры (821) (примеч. автора).

[16] Халаф б. Хишам ал-Баззаз — один из ведущих чтецов Корана, являлся последователем-рассказчиком Хамзы, изучал рецитацию у Малика б. Анаса, Хамада б. Зайда и Абу ‘Аваны; умер в 229 г. хиджры (822) (примеч. автора).

[17] Ал-Иткан. Т. 1. С. 82.

[18] Ал-Иткан. Т. 1. С. 83.

[19] Мухаммад Хусайн Табатабаи. Коран в Исламе. Санкт-Петербург: «Петербургское востоковедение», Фонд исследований исламской культуры, 2011.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...