Тагут

Опубликовано в Кораническое понимание

Тагут — коранический термин, который означает "мятежник", "преступник", "человек, преступающий религиозные и моральные грани". Слово "тагут" восемь раз встречается в Коране[1]. В нем следование тагуту противопоставляется следованию Аллаху[2]. И даже неверие в него ценится не меньше, чем вера в Бога[3]. Кроме того, наряду с призывом к единобожию, Коран призывает к отвращению от тагута[4]. Он называет последователей тагута хуже, чем нечестивцы из числа "людей Писания", и даже более того — самыми худшими и заблудшими людьми[5]. Воины на пути Аллаха противопоставляются воинам на пути тагута[6]. Также в Коране сказано, что последователи тагута вечно будут гореть в аду[7].

Слово "тагут" является производным от глагола "та-га-йа". Того, кто преступает всякие грани в своем произволе и злодействе, называют "таги" или "тагут"[8]. Отглагольное имя "тугйан" означает "преступление", "нарушение границ". Изуцу считает слово "тугйан" синонимом словом "истикбар", и сравнивает его с разливающейся рекой[9]. Им называют всякое высокомерие, приводящее к ослушанию. Оно произведено по форме "фа‘алут", и в принципе должно произносится как "тагайут" или "тагауут"[10]. Также оно имеет как единственное, так и множественное число, как мужской, так и женский род[11]. Словом "тагут" также называют колдуна, сатану и всех тех, кто вводит людей в заблуждение[12]. По мнению Абу Хилала ‘Аскари, слово "тагут" употребляется чаще, чем "таги" потому, что оно более звучно, и эффектно[13]. Также всякий объект поклонения, кроме Аллаха, называется тагутом, а сатана так прозван из-за своего чрезмерного ослушания. Кроме того, этого слово подходит под форму "фаъул", который указывает на множественность и чрезмерность действия[14].

С лексической точки зрения, "тагут — арабское слово. Джавалики и Хаффаджи тоже не приводят его в своем словаре арабизированных слов. Суйути, ссылаясь на то, что оно упоминается вместе со словом "джибт" в преданиях от Ибн ‘Аббаса, ‘Икримы и Са’ида ибн Джубайра, приводит его в числе абиссинских слов, и отмечает, что оно означает "колдун"[15].

Большинство востоковедов считают, что слово "тагут" связан с иудейской культурой, и означает что-то вроде "идола". Но некоторые другие ориенталисты утверждают, что это слово связано с христианской культурой[16]. Нёльдеке утверждал, что оно произведено от арамейского слова, а Джеффери, ссылаясь на Суйути, считал его абиссинским[17].

Толкователи Корана приводят множество значений слова "тагут", в том числе сатана, колдун, мятежные люди и джины, идолы и все объекты, которым поклоняются наравне с Богом, и все те люди, которые вводят людей в заблуждение[18]. В 51-м айате суры "Женщины" слова "тагут" и "джибт" упоминаются вместе, вследствие этого им стали давать еще больше значений. Например, говорят, что это названия двух идолов или тех иудеев, которые ради язычников Курайша, поклонялись их идолам. По другой версии, "джибт" это Хуйай ибн Ахтаб, а "тагут" — Ка‘б ибн Ашраф. Или, например, "джибт" это колдовство, а "тагут" — сатана[19].

Исходя из множественности значений слова "тагут", можно заключить, что оно имеет общий, собирательный смысл. Поэтому толкователи говорят, что им называется всякий мятежник, преступающий все границы; колдуны; те, кто препятствует добру; идолы, шайтаны или джины, которым поклоняются; люди, вводящие в заблуждение других людей; и все те, кто руководит без дозволения Аллаха[20].

Слово "таги", которое является производным от слова "тугйан" и синонимом слову "тагут" шесть раз упоминается в Священном Коране во множественном числе. В этих айатах слово "таги" используется в отношении соплеменников пророка Нуха[21], которые называют его колдуном, сумасшедшим или поэтом[22], и других неблагодарных людей[23], и говорится, что конец преступников будет плачевным, ибо они окажутся в аду[24]. Уотт называет "тагутом" того, кто идет своим путем, нарушая все религиозные и моральные заповеди с бесконечной уверенностью в своих возможностях. Согласно кораническим айатам, слово "тагут" указывает на отсутствие в человеке чувства того, что он сотворен Богом, и на его пренебрежительное отношение к своему Создателю[25].

В преданиях очень часто употребляются слова "тагут", "тавагит", "тагия" и "таваги", которые имеют один корень. Некоторые предания гласят, что в доисламскую эпоху арабы обращались за разрешением своих споров к "тавагитам". Бухари приводит хадис от Джабира, что в каждом племени были свои "тавагит", к которым арабы обращались за разрешением споров, и они были сродни колдунам, к которым приходят шайтаны[26]. Ибн Хишам со ссылкой на Ибн Исхака считает, что 60-й айат суры "Женщины" был из-за того, что когда между группой лицемеров и группой мусульман возник спор, первые предложили последним обратиться за решением спора не к Пророку, а к колдунам, как это было в доисламскую эпоху[27]. Однако в другом предании сказано, что слово "тагийа" до возникновения ислама употреблялось в отношении идола Манат, и что 158-й айат суры "Корова", в которой говорится о беге между холмами Сафа и Марва, был ниспослан в отношении группы ансаров, которые до принятия ислама чествовали этого идола[28]. Также другое предание гласит, что слово "тагийа" использовалось в отношении идола племени Даус, которого звали Зу-л-Хилса, и которому поклонялись до ислама[29]. В другом предании сообщается, что Пророк наказывал не клясться именами "таваги"[30]. Комментируя это предание, Навави сказал, что здесь подразумеваются идолы[31]. Также были предприняты попытки связать эти слова с будущим, потусторонними явлениями. Так, Ибн Аби Шайба сообщает от Анаса ибн Малика, что вначале к власти придут цари, затем тираны, а потом "тавагит"[32].

В шиитских книгах по хадисам слово "тагут" имеет более широкое употребление, чем в суннитских книгах. В них слова "тагут" и "тагийа" близки по смыслу с современными с преданиями понятиями и проблемами, и чаще всего подразумевают несправедливых и жестоких правителей[33]. Последователи имамов нашли в одном из преданий наставление, согласно которому следует избегать смуты "тагутов" и их последователей, так как они отдались мирской жизни[34]. Ссылаясь на слова от Имама Садика, Ибн Бабавайх считает избегание "тагута" одной из шести особенностей шиитов, и даже утверждает, что Имам Махди отсутствует из-за присутствия "тагутов"[35]. Таких преданий о нежелательности обращения к несправедливым судьям, наместникам и правителям довольно много в соответствующих книгах[36]. Они гласят, что всякое обращение "тагутам", — именно так в те времена называли несправедливых правителей и судей, — даже в целях защиты своих прав, запретно, что в оспаривается лишь некоторыми факихами[37]. В некоторых шиитских преданиях "джибтом" и "тагутом" именуются враги членов Дома Пророка[38], а в некоторых памятках для паломников приводятся молитвы против сатаны, джибта, тагута, Лата, ‘Уззы и других идолов[39]. Также в некоторых преданиях о длительности сокрытия Имама Махди и признаках его пришествия говорится, что тот, кто восстанет и поднимет свой стяг до пришествия Имама, является тагутом[40].

В современную эпоху, особенно после Исламской революции в Иране, слово "тагут" нашло более широкое употребление в литературе как Ирана, так и исламского мира. Так, Имам Хомейни чаще употреблял его в отношении пехлевийских шахов и их поборников, а в исламском мире оно используется в отношении любой антиисламской личности, группы, партии или власти, выступающей за секулярные и материальные ценности Запада[41].

Хайдар Ашраф Ал Таха

 

Библиография

‘Абд Аллах ибн Мухаммад ибн Аби Шайба Куфи. ал-Мунсиф. Бейрут. Са‘ид Лаххам. 1989 г.

‘Абд ал-Малик ибн Хишам Хумайри. ас-Сира ан-набавийа. Каир. Мухаммад Мухй ад-Дин ‘Абд ал-Хамид. 1963 г.

‘Абд ар-Рахман ибн Аби Бакр Суйути. ал-Мутаваккил. Бейрут. ‘Абд ал-Карим. 1988 г.

‘Абд ар-Рахман ибн Аби Бакр Суйути. ал-Мухаззаб фима вака‘а фи ал-Кур’ан мин ал-му‘арраб. Бейрут. Самир Хусайн Халаби. 1988 г.

‘Амр ибн Аби ‘Асим Шайбани. Китаб ас-сунна. Бейрут. Мухаммад Насир ад-Дин Албани. 1993 г.

Абу ал-Касим Хусайн ибн Мухаммад Рагиб Исфахани. ал-Муфрадат фи гариб ал-Кур’ан. Кум. 1404 г.л.х.

Абу Хилал Хасан ибн ‘Абд Аллах ‘Аскари. ал-Фурук ал-лугавийа. Кум. 1412 г.л.х.

Баха’ ад-Дин Хасан Фадил Хинди. Кашф ал-лисам ‘ан кава‘ид ал-ахкам. Кум.

Ибн Манзур.

Исма‘ил ибн Хаммад Джаухари. ас-Сихах тадж ал-луга ва сихах ал-‘арабийа. Бейрут. Ахмад ‘Абд ал-Гафур ‘Аттар. 1987 г.

Кулайни.

Маджлиси.

Муртада Ансари. ал-Када’ ва аш-шахада. Кум. 1415 г.л.х.

Муслим ибн Хаджадж Нишабури. ал-Джами‘ ас-сахих. Бейрут.

Мухаммад ибн ‘Али ибн Бабавайх Куми. Камал ад-дин ва тамам ан-ни‘ма. Кум. ‘Али Акбар Гифари. 1405 г.л.х.

Мухаммад ибн ‘Али ибн Бабавайх Куми. Сифат аш-ши‘а. Тегеран.

Мухаммад ибн Исма‘ил Бухари. Сахих ал-Бухари. Бейрут. 1981 г.

Мухаммад Фу’ад ‘Абд ал-Баки. ал-Му‘джам ал-муфахрас ли-алфаз ал-Кур’ан ал-Карим. Стамбул. 1984 г.

Мухаммад Хасан Аштиани. Китаб ал-када’. Кум. 1404 г.л.х.

Мухаммад Хасан Саффар Куми. Баса’ир ад-дараджат. Тегеран. Хасан Куча Баги. 1362 г.с.х.

Мухй ад-Дин Йахйа ибн Шараф Навави. Шарх Сахих Муслим. Бейрут. 1987 г.

Священный Коран.

Табари. Тафсир.

Табатабаи.

Табраси.

Туси.

Хурр ‘Амили.

 

Arthur Jeffery. The foreign vocabulary of Qor’an. Leiden – Boston. 2007;

EI2. s.v. Taghut (by T. Fahd);

Encyclopedia of the Modern Middle East. Edited by: Reeva S. Simon, Philip Mattar, Richard W. Bulliet. s.v. Taghuti (by NeguinYavari) New York;

The Oxford Encyclopedia of Modern Islamic World. John L. Esposito. New York/Oxford. 1995. s.v. Taghut (by Moojan Momen);

Toshihico Izutsu. Ethico-Religious Concepts in Quran. Mcgill-Queen’s University Press. 2002;

W. Montgomery Watt. Muhammad At Mecca. Oxford University Press. 1953.

Источник: Энциклопедия исламского мира.

 


[1] ‘Абд ал-Баки. Статья "та-га-йа".

[2] Коран, 2:256; 16:36.

[3] Коран, 2:256.

[4] Коран, 16:36.

[5] Коран, 5:59-60.

[6] Коран, 4:76.

[7] Коран, 2:257.

[8] Джаухари. Статья "та-га-а"; Абу  Хилал ‘Аскари. С. 155.

[9] С. 149.

[10] Табари. Комментарии к 256-му суры "Корова"; Рагиб Исфахани. С. 305; Ибн Манзур. Статья "та-га-йа".

[11] Ибн Манзур. Там же.

[12] Джаухари. Там же; Ибн Манзур. Там же.

[13] С. 155.

[14] Табатабаи. Комментарии к 256-му айату суры "Корова" и 51-му айату суры "Женщины".

[15] Мухаззаб. С. 52; Мутаваккили. С. 40-41.

[16] Джеффери. С. 203.

[17] Там же.

[18] Табари. Комментарии к 51-му айата суры "Женщины"; Туси, Табари. Комментарии к 256-му айату суры "Корова".

[19] Бухари. Т. 5. С. 180; Табари. Туси. Комментарии к 51-му айату суры "Женщины". Ибн Хишам. Т. 2. С. 402.

[20] Табари. Комментарии к 256-му айату суры "Корова"; Рагиб Исфахани. С. 305; Табатабаи. Комментарии к 256-му айату суры "Корова".

[21] Коран, 51:53.

[22] Коран, 52:29-33.

[23] Коран, 37:22-30; 68:31.

[24] Коран, 38:55-56; 78:21-22.

[25] Уотт. С. 66-67.

[26] Т. 5. С. 180.

[27] Т. 2. С. 368.

[28] Бухари. Т. 2. С. 169; Муслим. Т. 4. С. 69.

[29] Бухари. Т. 8. С. 100; Ибн Аби ‘Асим. С. 38.

[30] Муслим. Т. 5. С. 82.

[31] Т. 11. С. 108.

[32] Т. 7. С. 254; Т. 8. С. 604.

[33] Саффар Куми. С. 144-145; Кулайни. Т. 1. С. 261-262, 319. 477.

[34] Кулайни. Т. 8. С. 15.

[35] Ибн Бабавайх. Сифат аш-ши‘а. С. 29-30; Камал ад-Дин. С. 26.

[36] Кулайни. Т. 7. С. 411-412; Хурр ‘Амили. Т. 27. С. 11-16.

[37] Фадил Хинди. Т. 10. С. 7-8; Ансари. С. 61-64; Аштиани. С. 20-22.

[38] Маджлиси. Т. 30. С. 187-188; Т. 31. С. 600-601.

[39] Маджлиси. Т. 96. С. 190, 193; Т. 97. С. 206, 295.

[40] Кулайни. Т. 8. С. 295; Маджлиси. Т. 52. С. 143.

[41] Энциклопедия "Джахани навини ислам". Статья "Тагут"; Энциклопедия "Хавармианаи му‘асир". Статья "Тагути".

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...