Тилават

Опубликовано в Кораническое понимание

Коранический термин "тилават" является производным от глагола "та-ла-ва", что означает "читать"[1]. Согласно Ибн Фарису, это слово имеет лишь одно значение, т.е. "следовать", а поскольку при чтении Корана айаты следуют друг за другом, постольку оно называется "тилават ал-Кур’ан"[2]. Рагиб Исфахани тоже указывает на этот смысл и добавляет, что "тилават" это "чтение Корана и размышление над его смыслом"[3]. Также он отмечает, что это слово употребляется только в отношении небесных книг, в отличие от слова "кира’ат", который имеет общий характер. Однако, согласно Ибн Манзуру, в некоторых случаях это слово также имеет общий характер[4]. И толкователи Корана отмечают, что отглагольное существительное "тилават" означает "чтение", а сам глагол в принципе — "следовать". В качестве примера можно привести Туси и Табраси[5], а также Табатаба’и[6], которые считают "тилават" чтением потому, что при этом буквы следуют друг за другом[7]. Следующее разъяснение Туси и Табраси также очень интересно. "Чтение называют "тилаватом", так как при этом буквы произносятся последовательно друг за другом. Также его называют "кира’атом" потому, что при этом буквы соединяются между собой"[8].

Само слово "тилават" упоминается в Священной Коране лишь однажды[9], но производные от него упоминаются более пятидесяти раз[10]. Разница между "кира’атом" и "тилаватом" заключается в том, что в первое слово означает механическое чтение, а второе – чтение, размышление и уразумение[11].

Слово "тилават" и производные от него слова употреблены в Священном Корана там, где необходимо следовать предписаниям айата[12]. Тилават Корана имеет несколько степеней, наивысшим из которых называется "право тилавата"[13]. Учёные расходятся во мнениях в определении "права тилавата". Одни говорят, что это смиренное и убеждённое следование читаемому без каких-либо искажений и отклонений. Калби пишит, что это представление рая и ада при чтении соответствующих айатов, моление о вступлении в рай и спасении от ада. Другие утверждают, что "право тилавата" это вдумчивое чтение Корана, соблюдение предписаний ясных айатов и верование в неясные[14].

Согласно одному из преданий от Пророка, Имама ‘Али и Имама Садика, "право тилавата" это когда человек читает Корана вдумчиво и следует его наказам должным образом[15]. Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд, Муджахид ибн Джабр и Хасан Басри разъясняли "право тилавата" как полное следование Корану, стремление к дозволенному и избегание запретного[16]. В самом Коране несколько раз подчёркивается достоинство тилавата, в том числе в 29 айате суры "Творец" говорится, что истинный тилават это выгодная торговля.

Благородный Пророк и непорочные имамы не раз в своих изречениях побуждали людей к тилавату. В одном из хадисов Пророка сказано, что тилават Корана это свет и благодать[17]. Пророк также наказывал Имаму ‘Али тилават Корана[18], поэтому в сто десятой проповеди "Нахдж ал-балага" уже сам Имам поощряет людей к этому.

В некоторых айатах и многих хадисах указывается нормы тилавата и кира’ата Корана. В целом, они делятся на внешние и внутренние нормы[19]. Некоторые внешние нормы состоят из следующего. Совершение омовения[20], искание защиты у Бога[21], красивое[22] и чувственное чтение[23], молчаливое слушание чтения другого человека[24], соблюдение святости Корана и его систематический тиловат[25], соблюдение всех правил фонетики и рецитации[26]. А часть внутренних норм это искренность[27], благоговение[28], вдумчивость[29] и исполнение Божьих предписаний и установлений[30].

О нормах и пользе тилавата Корана написано много книг на самых разных языках, в том числе на арабском и персидском[31].

Карим Давлати

Библиография

Священный Коран.

‘Абд ‘Али ибн Джум‘а Хувайзи. Нур ас-сакалайн. Кум. "Хашим Расули Махаллати". 1383-1385 г.с.х.

‘Али ибн Аби Талиб. Нахдж ал-балага. Бейрут. "Субхи Салих". 1967 г.

‘Али ибн Хусайн. ас-Сахифат ас-саджадийа. Кум. "Мухаммад Джавад Хусайни Джалали". 1380 г.с.х.

Абу ал-Футух Рази. Рауд ал-джинан ва рух ал-джанан фи тафсир ал-Кур’ан. Мешхед. "Мухаммад Джа‘фар Йахакки и Мухаммад Насих". 1365-1376 г.с.х.

ал-Маусу‘а ал-фикхица. Т. 13. Кувейт. Министерство вакфов и исламских дел. 1988 г.

Ахмад ибн ‘Али Байхаки. Тадж ал-масадир. Тегеран. "Хади ‘Алимзада". 1366-1375 г.с.х.

Ибн Бабавайх. Китаб ман ла йахдуруху ал-факих. Кум. "‘Али Акбар Гаффари". 1404 г.л.х.

Ибн Манзур.

Ибн Фарис.

Кулайни.

Маджлиси.

Мас‘уд ибн ‘Иса Варрам. Танбих ал-хаватир ва нузхат ан-навазир (Маджму‘ат Варрам). Тегеран. "‘Али Асгар Хамид". 1376 г.с.х.

Мухаммад Фу’ад ‘Абд ал-Баки. ал-Му‘джам ал-муфахрас ли-алфаз ал-Кур’ан ал-карим. Каир. 1364 г.с.х.

Мухаммад Хасан Бука’и. Китабнамаи бузурги Кур’ани Карим. Тегеран. 1374 г.с.х.

Суйути.

Табатаба’и.

Табраси.

Туси.

Фатх Аллах ибн Шукр Аллах Кашани. Минхадж ас-садикин. Тегеран. "‘Али Акбар Гаффари". 1385 г.с.х.

Хусайн ибн Мухаммад Рагиб Исфахани. ал-Муфрадат фи гариб ал-Кур’ан. Тегеран. "Мухаммад Сайид Килани". 1332 г.с.х.

Оригинальная версия: Большая исламская энциклопедия.

 


[1] Байхаки. Т. 1. С. 99.

[2] См. статью "та-ла-ва".

[3] См. статью "та-ла-а" (алиф максура).

[4] См. статью "та-ла-а" (алиф мамдуда).

[5] Коран, 2:44.

[6] Т. 5. С. 298.

[7] См.: Туси. Комментарии к 121 айату суры "Корова".

[8] Глагол "ка-ра-’а" в принципе означает "собираться".

[9] Коран, 2:121.

[10] См.: ‘Абд ал-Баки. Статья "та-ла-а" (алиф мамдуда).

[11] См.: ал-Маусу’а ал-фикхийа. Т. 13. С. 250-260.

[12] Рагиб Исфахани. Там же.

[13] Коран, 2:121; Нахдж ал-балага. Проповедь 110; ‘Али ибн Хусайн. С. 458. Молитва 47.

[14] Суйути. Т. 1. С. 111; Кашани. Т. 1. С. 290.

[15] Нахдж ал-балага. Проповедь 182; Варрам. Т. 2 .С. 236; Суйути. Там же.

[16] Туси. Т. 1. С. 441; Табраси. Т. 1. С. 198; Абу ал-Футух Рази. Т. 2. С. 135.

[17] Кулайни. Т. 2. С. 610.

[18] Ибн Бабавайх. Т. 4. С. 188.

[19] ал-Маусу‘а ал-фикхийа. Т. 13. С. 252-253; 255-256.

[20] Маджлиси. Т. 89. С. 213.

[21] Коран, 16:98.

[22] Кулайни. Т. 2. С. 616; Маджлиси. Т. 89. С. 190-195.

[23] Кулайни. Т. 2. С. 614.

[24] Коран, 7:204.

[25] Кулайни. Там же.

[26] Коран, 73:4; Хувайзи. Т. 4. С. 15.

[27] Маджлиси. Т. 89. С. 184.

[28] Коран, 57:16; Маджлиси. Т. 89. С. 210.

[29] Коран, 38:29; 47:24; Маджлиси. Т. 89. С. 211.

[30] Нахдж ал-балага. Проповедь 182; Маджлиси. Т. 89. С. 185.

[31] Например, см.: Бука’и. Т. 1. С. 4-6; Т. 4. С. 1275-1276, 1386, 1454; Т. 7. С. 2858-2859.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...