Айат 11 суры 4, который определяет наследственную долю каждого из сыновей, дочерей, отца и матери при разных обстоятельствах, называется Ирс[1], Мирас[2], Маварис[3] или Фараиз[4]:
« يُوصِيكُمُ اللّهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ فَإِن كُنَّ نِسَاء فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن كَانَ لَهُ وَلَدٌ فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلأُمِّهِ الثُّلُثُ فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ آبَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيما حَكِيمًا»[5]
Предписывает вам Аллах завещать детям вашим [следующим образом]: сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей. Если дети оставшиеся — женщины числом более двух, достаётся им две трети наследства. Если же осталась всего одна дочь, то причитается ей половина завещаемого имущества. А родителям умершего, если к тому же имеется от него ребёнок, принадлежит каждому по одной шестой от того, чем владел он. Если же умерший бездетен и наследуют ему родители, то матери достаётся одна треть наследства. Если же у умершего были братья, то матери принадлежит одна шестая после вычета по завещанию и выплаты долгов. Не знаете вы, кто больше приносит пользы вам — родители ваши или сыновья, [потому] и установил Аллах закон. Ведь Всеведущий Аллах, Наимудрейший.»
По преданию этот айат был ниспослан в честь ‘Абд ар-Рахмана, брата Хасана б. Сабита Ша‘ир. У ‘Абд ар-Рахмана после смерти осталась вдова и пятеро братьев. Все наследство братья присвоили себе, и ничего не оставили его вдове. Вдова ‘Абд ар-Рахмана пожаловалась Пророку, и тогда был ниспослан этот айат[6]. В «Равз ал-джинан» говорится: «Причиной ниспослания айата являлось то, что во времена невежества наследственное имущество передавалось мужчинам, а не женщинам и детям. Также приведены и другие причины ниспослания этого айата[7]».
[1] Ат-Табатабаи. Ал-Мизан. Т. 2. С. 434; Амини. Ал-Гадир. Т. 4. С. 241; Имам Хомейни. Китаб ал-бай‘. Т. 3. С. 24.
[2] Ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 47. С. 411.
[3]ʻАйаши. Название. Т. 1. С. 77; Ибн Хизам. Ан-насих ва ал-мансух. С. 31; Ас-Суйути. Ал-Иткан. Т. 2. С. 36.
[4]Ибн Джузи. Насих ал-Кур’ан ва мансухуху. С. 191; Ал-Хурр ал-ʻАмили. Васа’ил. Т. 26. С. 71.
[5] Коран, 4: 11.
[6]Ат-Табраси. Маджма‘ ал-байан. Т. 3. С. 24; Ал-Хилли. Нахдж ал-хак. С. 209.
[7]Ар-Рази. Равз ал-джинан. Т. 5. С. 268.