Сура «Человек» ниспослана в Медине, вслед за сурой «Милостивый». Название суры заимствовано из первого айата, в котором упоминается о времени, когда человек был безвестен. Другими известными названиями суры являются «هَلْ أَتَى», «الدَّهْرِ» и «الْأَبْرَارَ».
Начальные айаты суры указывают на сотворение человека и наставление его на прямой путь. Однако против этих милостей одни становятся благодарными, а другие – неблагодарными. Далее, в значительной части суры излагаются некоторые достойные качества благочестивых, и блага, достающиеся им в Последней жизни (5 - 22). Исполнение обетов; раздача пищи беднякам, сиротам и пленным; страх перед днем Суда являются из числа их качеств. Взамен терпения и выдержки благочестивых, им обещается по меньшей мере 15 милостей, даруемых Аллахом: питье из Салсабиля (название райского источника); одеяние из райского шелка и т.п.
Затем, обращаясь к Пророку, дает ему строгое предписание к наставлению людей и проявлению терпения и стойкости на этом пути. В действительности эти айаты указывают путь ко всем тем бесподобным благам, покорение которого возможно только посредством изучения Корана, следования Пророку и вдохновления его руководством. Сура «Человек» заканчивается предупреждением грешников и неверующих о тяжести Судного дня.
Начальные айаты этой суры ниспосланы в честь `Али и Фатимы, которые во исполнение своего обета постились три дня, и при розговении, сами довольствуясь водой свою пищу раздали беднякам, сиротам и пленникам.
Основные тезисы суры
1. Власть Господа над сотворением человека (1 – 4).
2. качества благочестивых, и воздаяния им в Последней жизни (5 - 22).
3. Важные указания Посланнику Аллаха (23 - 26).
4. Предостережения для грешников и неверующих (27 - 31).