Сура «Саба» является 85-ой, ниспосланной а Мекке, перед переселением. Она четвертая из пятерки сур «хамидат», начинающихся словами «الْحَمْدُ لِلَّهِ» («Хвала Аллаху!»). Остальные четыре – «Открывающая Коран», «Скот», «Пещера» и «Творец». Тематической основой этой серии является «изложение трех основных принципов ислама: «единобожия», «пророчества» и «загробной жизни»». В каждой суре из этой пятерки рассматривается та или иная сторона данного вопроса. В многочисленных айатах суры «Саба» красочно выносится на обсуждение тема загробной жизни (1, 3 – 5, 7 – 8, 23, 26, 33, 40 – 42, 51 - 54)[1]. Помимо прочего, в 24-м айате также указывается на глобальность миссии Пророка ислама.
Название суры заимствовано из айатов 15 – 19, в которых рассказывается история народа Савы. Сава – это название народа, проживавшего около 2-х тысяч лет назад, на юго-западе Аравийского острова (современный Йемен). Коран указывает на два события из жизни народа Савы. Первое, разрушительный поток, разрушивший плотину, и разбросавший народ Савы по окрестным землям (15 - 19). Второе, история царицы Савской (Билкис), которая пришла во дворец Сулаймана, и уверовала в единого Бога («Муравьи» / 22 - 44). В последнем айате, относящимся к пророку Сулаймана, говорится о его поучительной смерти, чтобы люди и джинны узнали свою беспомощность против могущества Господа (14).
По определению Корана, выражение благодарности является наивысшим богослужением, а неблагодарность — тяжелейшим грехом. Поэтому 13-й айат суры особо отмечает важную значимость благодарения. Однако немногие смогут достичь такого положения. Необходимо иметь в виду, что под благодарностью понимается не только словесная благодарность, потому что, в этом случае, все считались бы благодарными. Благодарность делится на три вида: А). Сердечная благодарность, которая на самом деле является чувством удовлетворения по отношению к благам. Б). Словесная благодарность. В). Практическая благодарность, что означает достойное использование милостей Господа[2]. Поэтому Благородный Коран самой главной практической задачей сатаны представляет его старание показать человека неблагодарным («Ограды / 17»).
Основные тезисы суры
1. Осуждение отрицающих последнюю жизнь (1 - 9).
2. Благодарность семейства пророка Дауда (Давида), и неблагодарность народа Савы (10 - 21).
3. Привлечение многобожников к ответу за их взывания к своим идолам (22 - 27).
4. Глобальность миссии Пророка ислама (28 - 33).
5. Постоянное противостояние возгордившихся богачей с истинными посланниками (34 - 54).